Хабаровские власти пять лет водили за нос российских собственников земли, чьи наделы на островах Большой Уссурийский и Тарабаров по прихоти высокой политики оказались у китайцев. За эти годы 76 землевладельцев обошли сотню чиновников и написали две сотни писем, пытаясь получить от государства материальную компенсацию за свои участки. Но все тщетно – федеральный центр не получал необходимых документов от краевых чиновников.

 

В Москве и не знали

 

Все, что услышали Наталья и Сергей Абрамовы от власти: «Земля ваша, вы ею и занимайтесь»
Все, что услышали Наталья и Сергей Абрамовы от власти: «Земля ваша, вы ею и занимайтесь»

В Минэкономразвитии РФ о спорных территориях узнали только после того, как депутат Госдумы Виктор Илюхин направил туда нашу статью (см. «Тарабарщина», «Хабаровский Экспресс» № 24) с депутатским запросом. Вот что он нам рассказал:

 

– Два месяца тому назад я сделал заявление по поводу того, что хабаровчанам, имеющим собственность на островах Большой Уссурийский и Тарабаров, не компенсировали ущерб после передачи островов китайцам. Я просил после поступивших ко мне обращений от жителей Хабаровска обратить на это внимание и депутатов Госдумы от Хабаровского края, – говорит Виктор Илюхин. – Тогда депутат Борис Резник, в свойственной ему манере, что все лгут, только он прав, попытался меня опровергнуть – заявил, что он и руководство края давно занимаются этой проблемой. У меня имеются ответы от правительства края, Минэкономразвития РФ, из которых следует, что названной проблемой до последнего момента никто активно и не занимался.

 

И действительно, как следует из письма заместителя министра экономического развития РФ Игоря Манылова, Федеральным законом № 204 «О федеральном бюджете на 2009-й и на плановый период 2010 и 2011 годов» не предусматриваются расходы на выплату компенсации за изъятие земельных участков в связи с выполнением международных обязательств. И причина та, что в министерство не были представлены какие-либо документы, подтверждающие процедуру изъятия земельных участков на Амуре. Распоряжение правительства РФ о компенсации за изъятые земельные участки не принималось, и Росимуществу функции по выплате компенсации не делегировались. Соответственно – денежные средства на данные цели не выделялись.

 

По информации, представленной Росимуществом, ФСБ и МИД РФ, в ходе подготовительных мероприятий по демаркации российско-китайской границы вопросы, связанные с изъятием и компенсацией стоимости изымаемых земельных участков, не рассматривались.

 

Коллективные письма

 

– Два года, начиная с 2005-го, мы ходили по инстанциям, чтобы оформить документы на землю, – вспоминает Наталья Михайловна Абрамова, островная землевладелица. – Были на приеме и у главы администрации Хабаровского района Алешко, и у краевого министра имущественных отношений Чиханацкого... Но все без толку. И тогда знающие люди мне подсказали: надо разослать письма с уведомлением о вручении. Мол, с чиновниками надо не разговаривать, а вести переписку. Я так и сделала. Отослала письма трем краевым министрам (Чиханацкому, Левинталю и Кологорову), уполномоченному по правам человека Березуцкому и главе района Алешко.

 

Письма Натальи Абрамовой были коллективные – односельчане попросили ее взять на себя хлопоты по оформлению. Вскоре на свои пять писем г-жа Абрамова получила пять ответов. По ее словам – чистой воды отписки: «По закону Вы имеете право на компенсацию, а для этого должны собрать необходимый пакет документов».

 

Но ведь в таком пакете и была главная загвоздка! Причем это прекрасно понимали и те же чиновники, в частности, из минимущества края:

 

«До официального установления границ в натуре между РФ и КНР сделать вывод о попадании ваших земельных участков на ту или другую территорию не представляется возможным. В дальнейшем, в случае попадания вышеуказанных земельных участков на территорию КНР, Вам необходимо направить в адрес министерства правоустанавливающие документы на земельные участки (свидетельство о регистрации права собственности, кадастровые планы) и отчеты по оценке земельных участков...»

 

Прочитав это письмо, датированное 31 октября 2007 г., Абрамовы удивились: земли давно изъяты, а линия прохождения новой границы пограничникам давно известна. Быть может, стражи границы не догадались поделиться этой информацией с минимуществом? Пришлось Абрамовым самим обращаться в погранслужбу ФСБ.

 

– В общем, мы сами везде ходили, – говорит Сергей Абрамов. – А ведь еще в июне 2006 года губернатор Ишаев издал распоряжение «Об организации работы по возмещению убытков и потерь в связи с демаркацией российско-китайской границы». В документе черным по белому написано, что оформлением документов для физических лиц должны заниматься главы поселений. Мы в свое время обращались к главе администрации поселка Геращенко. Он нам отрезал: «Земля – ваша. Вы ею и занимайтесь».

 

– А отчеты по оценке нам пришлось делать за свой счет дважды, поскольку эти документы действительны всего в течение трех месяцев, – добавляет Наталья. – Первый раз мы заплатили по 15 тысяч рублей. Во второй раз отчет нам обошелся уже в 22 тысячи рублей. В общем, хотя Ишаев и подписал распоряжение, чиновники его не выполняли.

 

Молчание Ишаева

 

Как нам разъяснили чиновники, п.1 ст.281 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый земельный участок. Таким образом, изъятию земельных участков должно предшествовать принятие решения об изъятии земельного участка, письменное уведомление собственника – не позднее чем за год до изъятия. Также должна пройти госрегистрация решения об изъятии и уведомление об этом собственника. При этом выкупная цена за земельный участок, сроки и другие условия определяются соглашением сторон.

 

В связи с этим денежная компенсация может быть осуществлена по отдельному распоряжению правительства РФ и после утверждения соответствующей статьи расходов в федеральном бюджете или на основании решения суда о возмещении убытков.

 

При этом особо следует отметить, что в ранее представленном в адрес Росимущества письме МИД РФ (от 13 мая 2009 г. № 4838/1) указано, что «в работе совместной российско-китайской демаркационной комиссии, занимавшейся вопросами демаркации в районе островов на реке Амур у места впадения в нее реки Уссури, на постоянной основе принимали участие представители губернатора Хабаровского края. Руководство края поддержало демаркационный процесс. В этот период никаких обращений по вопросу о компенсации за чье-либо имущество (собственность) на части островов, в отношении которой по результатам демаркации признавалась юрисдикция КНР, в адрес МИД РФ не поступало».

 

Выходит, тогдашний губернатор Виктор Иванович Ишаев – промолчал? Или вернее – умолчал...

 

Вместе с тем Минэкономразвития РФ для получения необходимой информации только через пять (!) лет, после настоятельной просьбы депутата Илюхина, направило обращение в правительство Хабаровского края с просьбой представить список лиц, которым причинены убытки в связи с передачей их земельных участков китайской стороне, а также документы, подтверждающие размер таких убытков. И после получения необходимой информации Минэкономразвития РФ готово разработать проект соответствующего распоряжения.

 

В связи с этим Виктор Илюхин попросил депутатов Госдумы от Хабаровского края подключиться к решению проблемы, поработать вместе с федеральным ведомством и правительством края, чтобы поскорее реально возместить ущерб пострадавшим хабаровчанам.

 

Константин Пронякин,

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 52

---------

 


Хроника территориального спора

 

Переговоры между Россией и Китаем по «территориальной проблеме» длились более сорока лет. Их завершили три события и три документа.

 

Во-первых, 14 октября 2004 г. в Пекине министры иностранных дел России и Китая (Сергей Лавров и Ли Чжаосин) в присутствии глав обоих государств подписали «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на её восточной части». Китаю полностью отходил остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский.

 

Во-вторых, 20 мая 2005 г. соглашение ратифицировала Госдума РФ, приняв закон. А уже 2 июня того же года состоялась историческая встреча министров иностранных дел России и Китая во Владивостоке, где они подписали протокол и обменялись друг с другом ратификационными грамотами. Разрешение территориального спора обмыли шампанским.

 

Наконец, 21 июля 2008 г. в Пекине стороны подписали дополнительный протокол о линии российско-китайской границы на ее восточной части. Затем были завершены работы по демаркации границы на местности. Так за границу попали полтора «нашенских» острова близ Хабаровска. Там располагались 76 земельных участков, которые находились в собственности жителей пригородных селений (Корсаково, Бычиха, Казакевичево, Осиновая речка). К КНР отошли и три участка, ранее переданные в аренду нашим гражданам, - для ведения фермерского хозяйства, а также участки в краевой собственности.