Строящийся аэропортовый комплекс Хабаровска,  который  примет пассажиров до конца года,  Анатолий Будник, возглавляющий общественный совет межрегионального управления Росавиации, назвал лучшим на востоке России. Сожаление вызывает одно - отсутствие базовой авиакомпании.
 
В советское время базовой авиакомпанией хабаровского аэропорта считался Второй объединенный авиаотряд. Его самолеты обслуживали не только маршруты внутри региона, но и совершали беспосадочные рейсы  в Москву, Ленинград, а также южные города страны, куда в отпускное время отправлялись тысячи дальневосточников.
 
В 90-х и нулевых годах базовой стала компания «Дальавиа», и хотя заявили о себе «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы»,  из хабаровского аэропорта выполнялись как традиционные рейсы в соседние регионы и центр, так и новые рейсы в  страны АТР.
 
Банкротство «Дальавиа» не только лишило хабаровский аэропорт базовой авиакомпании. С появлением к саммиту АТЭС новой воздушной гавани приморской столицы часть авиакомпаний, в том числе зарубежных, свернули вылеты из Хабаровска.  Больше того,  хабаровчане  на поездах  отправляются во Владивосток, откуда летать по всем направлениям дешевле даже с учетом расходов на железнодорожные билеты.
 
Анатолий Будник полагает, что основой базовой компании могут стать «Хабаровские авиалинии», существующие как краевой государственное предприятие. Его довод:  «Хабаровские авиалинии» располагают свидетельством коммерческого эксплуатанта, которое сегодня очень трудно получить.
 
Год назад на заседании общественного совета регионального минпромтранса в пользу «Хабаровских авиалиний» также высказывался заслуженный работник транспорта РФ Александр Дубинин, предлагавший региональной компании в качестве первого шага наладить сообщение между Хабаровском и Арсеньевым.
 
- Разговоры о создании хаба в хабаровском аэропорту без наличия в нем базовой авиакомпании - это пустые разговоры, - убежден Александр Дубинин. - В лучших аэропортах мира, куда мне довелось летать, именно базовые авиакомпании подхватывают рейсы, прерванные по тем или иным обстоятельствам.
 
Авиакомпания «Аврора»,  созданная на базе «Владивосток Авиа» и «Сахалинских авиатрасс», поставила дело так, что доставка пассажиров из Хабаровска в центральные и южные регионы страны выполняется, как правило, с пересадками. Это крайне неудобно для дальневосточников.
 
- «Авроре» не хватает дальнемагистрального самолета, чтобы выполнять беспосадочные рейсы, - констатирует Анатолий Будник.
 
Александр Дубинин, который до недавнего времени являлся представителем компании «Гражданские самолеты Сухого» в хабаровском аэропорту, более жесток в оценках.
 
- Они «Боингами» вывозят деньги с Дальнего Востока, - сказал он, имея в виду «Аэрофлот» и других «пролётных» перевозчиков.
 
Александр Дубинин привел такой факт: в Иркутской области с приобретением в лизинг «Суперджетов» создана базовая авиакомпания. В Хабаровском крае, где «Суперджеты» собирают, столь амбиционная задача даже не ставится.
 
Соб.инф.