Движение на стоянку (автор Максим Бугаев)
Движение на стоянку (автор Максим Бугаев)
Сегодня, 29 сентября с.г. состоялся завершающий рейс легендарного самолета Ту-154 «Ижма» авиакомпании «Алроса» из г. Мирного (Якутия) в Новосибирск, где состоялась его передача в Музей истории авиации. Это тот самый самолет, который 7 сентября 2010 года совершил аварийную посадку в Ижме.
 
Самолет Ту-154М «Ижма» был построен в 1990 г., в эксплуатации у авиакомпании «Алроса» находился с 1999 года, налетав почти 24 тыс. часов. За последние пять лет на борту самолета было перевезено более 138 тыс. пассажиров и почти 930 тонн различных грузов.
 
«На сегодняшний день Алроса - единственный в России коммерческий эксплуатант самолетов Ту-154. Легендарная «Ижма», к сожалению, завершила срок своей службы - сегодня заканчивается сертификат летной годности. Поскольку продление сертификата экономически неэффективно, мы решили сделать благое дело и передать самолет Музею авиации в Новосибирске. При этом стоит отметить, что завершающий полет - это настоящий пассажирский рейс. Несколько десятков человек сегодня были на борту самолета», - рассказал заместитель генерального директор авиакомпании «Алроса» Сергей Закржевский.
 
Самолет получил кодовое название «Ижма», так как стал героем экстремальной истории, произошедшей 7 сентября 2010 года. Через 3,5 часа после вылета из г. Удачного в Москву на борту произошло отключение бортовых навигационных систем вследствие полной потери электропитания. Отключился электропривод топливных насосов, что не позволило бы самолету достичь аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома.
 
В итоге экипаж произвел вынужденную посадку лайнера в бывшем аэропорту Ижма (Республика Коми) на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолетов этого типа взлетную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций.
 
Совершив жесткую посадку, самолет выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолета 81 человека (9 членов экипажа и 72 пассажиров) не пострадал. Быстрые, точные и профессиональные действия экипажа сохранили не только здоровье всех пассажиров, но и само воздушное судно. После инцидента Ту-154 «Ижма» много лет продолжал работу на авиаперевозках авиакомпании «Алроса».
 
Примечательно, что командиром завершающего рейса Ту-154 стал Андрей Ламанов, один из командиров легендарного полета «Ижмы». Именно он был за штурвалом самолета во время аварийной посадки. Второй командир того полета - Евгений Новоселов - встречал сегодня Ту-154 в аэропорту Новосибирска.
 
Авиакомпания АЛРОСА давно и плодотворно сотрудничает с аэропортом «Толмачево». Чтобы сохранить память о легендарном самолете и уникальной истории с посадкой на заброшенной взлетно-посадочной полосе, компания решила передать самолет Ту-154 «Ижма» в Музей истории авиации, который располагается при новосибирском аэропорте.
 
«Считаю, что передача данного авиалайнера в музей - это достойное продолжение жизни техники, столь важной и полезной для северных территорий нашей страны» , - сообщил генеральный директор АО «Толмачево» Евгений Янкилевич.
 
Первый самолет Ту-154 был построен в 1968 г. Его по праву называют самым распространенным пассажирским самолетом в Советском Союзе. Также 150 самолетов Ту-154 были направлены на экспорт.
 
С 2008 года в связи с кризисом коммерческая эксплуатация Ту-154 стала невыгодной, и российские компании стали массово отказываться от данного типа самолетов. На сегодняшний день в коммерческой эксплуатации Ту-154 остается только в двух авиакомпаниях мира - в северокорейской «Air Koryo» и в авиакомпании «Алроса» (помимо «Ижмы» в авиапарке компании остался еще один самолет Ту-154).
 
Текущие технические характеристики Ту-154 «Ижма» соответствуют изначальным заводским параметрам: длина 48 м., размах крыльев - 37,55 м, высота судна - 11,4 м, максимальны взлетный вес лайнера составляет 104 000 кг. Дальность полета данного самолета - 3900 км., максимальная крейсерская скорость - 850 км/ч. В салоне могут разместиться 150 пассажиров и 4 члена кабинного экипажа.
 
АО «Авиакомпания Алроса» создана на базе Мирнинского авиапредприятия. Ведет авиаперевозки в Якутии, регулярные и чартерные перевозки по России, чартерные международные перевозки в страны СНГ, Азии и Европы, грузовые перевозки и специальные авиационные работы. Флот авиакомпании состоит из самолетов Boeing 737-800, Boeing 737-700, Ту-154М, Ту-134, Ан-24РВ, Ан-38-100 рассчитанных на перевозку пассажиров эконом и бизнес-класса, вертолетов Ми-8Т, Ми-МТВ, Ми-171 и Ми-26.
 
Алроса