Схема расположения погибшей сельди и трубопровода ЭНЛ |
|
В начале лета сахалинцев, да и многих небезразличных со всей России, поразила новость о массовой гибели сельди в заливе Пильтун на Севере Сахалина. Весь берег был устлан десятками тонн погибшей рыбы. Экологи тут же начали искать причину катастрофы, и, хоть разливов нефти зафиксировано не было, все равно все стрелки указали на деятельность нефтяных компаний.
Такой масштабной трагедии в заливе не наблюдалось с 1999 года, но тогда в образцах рыбы были обнаружены следы нефтепродуктов и синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ). На этот же раз исследование выявило, что рыба была чистой и погибла от недостатка кислорода.
Наибольшую активность в разрешении вопроса проявила общественная организация «Экологическая вахта Сахалина». Они своими силами исследовали берег, отправили образцы на экспертизу и провели целое расследование, почему рыба задохнулась в воде, в которой всегда успешно дышала.
По подсчетам «ЭкоВахты Сахалина» в заливе погибло как минимум 450 тонн рыбы, из которой более 70% - половозрелая тихоокеанская сельдь, недошедшая до нереста (в большинстве особей обнаруживалась икра или молоки). Это сильнейший удар по местной популяции - запас сельди всех 13 лагунных заливов северо-восточного Сахалина (включая Пильтун) не превышает 2-3 тысяч тонн.
Также было определено время, когда произошел замор - примерно за две недели до того, как рыбу обнаружили на берегу, то есть, в двадцатых числах мая. Общественная организация досконально изучила спутниковые снимки залива за последнее время и определила наиболее вероятную причину трагедии - деятельность нефтяной компании.
Дело в том, что под заливом проходит подводный нефтепровод компании «Экскон Нефтегаз Лимитед» (дочка американской ExxconMobil), стенки которого износились из-за высокого содержания песка в перегоняемой нефти, и с декабря 2017 по апрель 2018 года, компания производила установку защитных муфт на поврежденные участки. Естественно, ремонт подводных труб - это сложный технологический процесс, и для облегчения задачи ремонтников была наморожена дамба шириной около 30 метров, толщиной в 4.5 метра, и длинной в 7км.
Использование подобной технологии - не редкость. Просто на уже существующий слой льда намораживают новые слои, под весом которых дамба опускается под воду. Иногда в конструкцию добавляют разные примеси для увеличения ее прочности. И вот, эта дамба перекрыла 70% залива из-за чего нарушился водообмен между его северной и южной частями залива, и в воде образовался острый дефицит кислорода.
Представителям «ЭкоВахты» даже удалось найти человека, участвовавшего в ремонте нефтепровода, который рассказал, что в районе фарватера между дном и нижним краем дамбы оставался просвет лишь в 40 сантиметров.
Судя по спутниковым снимкам, ледовую дорогу начало размывать только в конце мая, и это при том, что ремонтные работы были окончены 29 апреля. То есть, никаких действий для устранения преграды не предпринималось, хотя эти действия могли бы спасти крупную популяцию сельди.
В общем, имел место вопиющий случай несоблюдения научных рекомендаций, и, как следствие, вмешательства в экосистему. При этом совершенно не понятно, будут ли виновные привлечены к ответственности. Общественная экспертная комиссия, состоящая из ведущих экспертов региона в соответствующих областях, уже давала отрицательные заключения с рекомендациями пересмотреть путь прокладки нефтепровода, предвидев сегодняшнюю ситуацию ещё 10 лет назад. Но разве может какая-то экологическая экспертиза встать на пути крупной международной компании?
Подробный отчет по данной ситуации, подготовленный «Экологической Вахтой Сахалина», можно найти на их сайте - довольно занимательное чтиво, после которого не остается сомнений в том, кто стал виновником катастрофы.
Макс Фишман,
главный редактор аналитического издания «ГдеРыба?»