Бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин «заработал» на строительстве свинокомплекса в селе Таранай Анивского района 4 млн рублей, заявил бывший гендиректор «Мерси Агро Сахалин», а ныне гендиректор «Мерси Агро Приморье» Олег Зубахин на заседании Южно-Сахалинского городского суда 7 июня.
 
В суде над Хорошавиным и другими чиновниками сахалинского правительства, которые обвиняются во взяточничестве, Зубахин проходит как свидетель. В 2013-2014 годах он строил на Сахалине свиноферму и передавал наличные Хорошавину и его заместителю Карепкину через тогдашнего министра сельского хозяйства Николая Борисова за возможность получать субсидии из областного бюджета.
 
Свои показания Зубахин начал с рассказа о знакомстве с Борисовым. По его словам, они знают друг друга с 2010 года, когда последний работал ещё в департаменте сельского хозяйства администрации Приморья.
 
- После того, как Борисов стал министром сельского хозяйства на Сахалине, от него поступило предложение - реализовать на острове крупный проект по производству свинины, так как на острове за проект браться никто не хотел. Я согласился, потому что здесь очень привлекательные меры поддержки, - рассказал Зубахин.
 
Правительство давало субсидию в размере 70% от стоимости капитального строительства. В случае со свинокомплексом это было 300 млн рублей из 500.
 
В феврале 2013 года Зубахин приехал на Сахалин, Борисов сразу организовал инвестору из Приморья встречу с зампредом правительства по агропромышленному комплексу Сергеем Карепкиным. Проект получил одобрение. Ещё через день встретились с губернатором Александром Хорошавиным, тот пообещал поддержку и велел начинать работу, добавил Зубахин.
 
Уже с весны 2013 года компания начала строить ферму в Анивском районе, осенью планировали завезти поголовье.
 
- В середине июня 2013 года состоялось заседание межведомственной комиссии правительства, которая признала проект приоритетным. Дальше должно было выйти постановление правительства, чтобы началось финансирование. Но оно почему-то не выходило. Я интересовался у Борисова, в чём дело. Оказалось, что такие крупные проекты, свыше 100 млн рублей, должны проходить через министерство инвестиций, а не через минсельхоз, - отметил Зубахин.
 
Стройку на тот момент компания прекратила, так как к тому времени вложила уже около 200 млн рублей собственных средств. В августе пришло оборудование и лежало в Корсакове на таможенном складе, потому что компания не могла его оплатить.
 
- Ещё через полгода, в марте 2014-го, Борисов озвучил: чтобы проект дальше шёл успешно, мы должны передавать некоторые суммы наличными. Было сказано, что деньги нужны на выборы, это распоряжение Карепкина и Хорошавина. Я спросил, можем ли мы отказаться, Борисов дал понять, что нет. К тому же мы уже понесли убытки. Мне было заявлено, что если не заплатим, то работать не будем, и это не просьба, а требование, - сказал свидетель.
 
Согласно показаниям Зубахина, он должен был отдать 2% от стоимости строительства, это 4 млн рублей. Инвестор на такие условия согласился.
 
И уже летом 2014 года прошло повторное заседание межведомственной комиссии, после которого вышло постановление правительства о начале финансирования проекта.
 
- Осенью я принёс первую сумму в размере 2 млн рублей. Встречались с Борисовым мы в в ресторанах. Я передавал ему деньги в пакете, он их не пересчитывал. Следующая встреча была в октябре, я передал 1,2 млн рублей и ещё 800 тыс. рублей в декабре, - сообщил Зубахин.
 
Алина Сабитова,
РИА «Сахалин-Курилы», 07.06.17
https://skr.su/news/272295