Арбитражный суд Дальневосточного округа, Шестой арбитражный апелляционный суд, Хабаровский арбитражный суд поддержали позицию Хабаровского УФАС России о признании рекламы «аптеки миницен» недостоверной.
 
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрело дело в отношении ООО «Аверс» (в связи с переименованием юридического лица - ООО «Аверс Аптека Миницен»), рекламирующей минимальные цены на лекарства в «аптеке миницен» и вынесло решение: «прекратить распространение рекламы, содержащей сведения о мини ценах».
 
ООО «Аверс» обжаловало решение УФАС в судах. По мнению заявителя, сделан неверный вывод, что размещаемая информация является рекламой, это, мол, служит лишь средством индивидуализации «бренда».
 
Кроме того, по мнению компании, антимонопольным органом некорректно проведено исследование рынка и сделаны выводы об отнесении общества «к сегменту средних цен», а они относятся к «сегменту минимальных цен». Также заявили, что «у Хабаровского УФАС отсутствовали основания для возбуждения дела о нарушении законодательства о рекламе по анонимному заявлению неустановленного лица».
 
Все доводы заявителя - ООО «Аверс» - были тщательно проверены судами трех инстанций и не нашли своего подтверждения.
 
Так, в целях проверки достоверности распространяемой ООО «Аверс» информации о том, действительно ли ее аптеки являются аптеками с минимальными ценами, Хабаровским УФАС использованы данные мониторинга розничных цен на лекарственные препараты по отдельным аптекам, полученные в рамках проведенной ранее проверки достоверности информации, содержащейся в рекламе «Аптека низких цен. У нас дешевле».
 
Из анализа цен установлено, что лекарственные препараты, реализуемые в сети аптек «миницен», нельзя отнести к минимально низким по сравнению с иными аптеками в  Хабаровске. Так, цена лекарственного препарата Акласта 5 мг. 100 мл. на момент проверки превышала цены, по которым он реализовывался в других аптеках города. Более того, его цена отличалась в сети аптек самого заявителя, в зависимости от их расположения почти на 595 рублей.
 
ООО «Аверс» же ссылалось на заключение ведущего научного сотрудника ВЦ ДВО РАН Степанова А.С. о том, что по результатам научных исследований, выполненных в научных изданиях, аптеки ООО «Аверс» в 2012 - 1 кв. 2016 годов «стабильно находились в кластере минимальных цен».
 
Между тем, как указал суд, указанные доводы, а также факт нахождение заявителя в каком-либо ценовом сегменте на рынке услуг не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
 
Иные доводы ООО «Аверс» о том, что «в решении антимонопольного органа отсутствует информация о методологии математической и статистической обработки данных о ценах на лекарства, полученных от аптечных организаций, а сформированная выборка из 60 лекарственных препаратов не является репрезентативной вследствие недостаточного объема выборки», судом отклонены.
 
В судах признали: «выводы Хабаровского УФАС России о том, что цены на многие лекарственные препараты в сети аптек ООО «Аверс» выше, чем в других аптеках Хабаровска - обоснованные».
 
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 28, 29 постановления от 08.10.2012 г. за №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», оценку рекламы судам надлежит осуществлять с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. При этом информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
 
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что он, являясь владельцем сети аптек, распространяет в отношении них информацию следующего содержания: «Аптека миницен» Лекарства со склада», «Аптека миницен», «Аптека миницен. Вам прописаны миницены». Такая информация распространялась на наружных конструкциях в местах нахождения аптек ООО «Аверс» в Хабаровске: ул. Суворова, 51; ул. Морозова П.Л., 113; ул. Карла Маркса, 182; ул. Ленинградская, 85; ул. Краснореченская, 46-а., а также на автобусных билетах.
 
В судах установлено, что еще год назад, в Хабаровское УФАС России поступило обращение от ООО «Спектр» с просьбой дать оценку действиям по размещению рекламы со слоганом «Аптека Миницен. Лекарства со склада».
 
По мнению заявителя жалобы - ООО «Спектр» - «такая реклама является актом недобросовестной конкуренции» в силу того, что «направлена на привлечение потребителей в аптеку, создавая впечатление о том, что в ней лекарственные препараты реализуются по минимальным и оптовым ценам (со склада, то есть с минимальными наценками и без розничных наценок)». На основании этого обращения Хабаровским УФАС было возбуждено дело № 4-05/61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
 
Суды пришли к выводу о том, что в спорном случае, слово «миницен» используется ООО «Аверс» не самостоятельно, а совместно со словом «Аптека», которое ассоциируется у рядовых потребителей с местом, в котором производится реализация лекарственных препаратов.
 
Из заключения суда: «Обозначение «Аптека миницен» представляет собой словосочетание, в котором словесные элементы связаны между собой по смыслу и грамматически: слово «аптека» указывает на видовое наименование предприятия, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены, а слово «миницен», означающее «очень маленький» - на денежное выражение стоимости товара. Следовательно, совместное использование словосочетания «Аптека миницен» воспринимается именно как возможность купить в указанном месте лекарства по минимальным ценам».
 
Три судебные инстанции пришли к выводу о распространении ООО «Аверс» недобросовестной, недостоверной рекламы и о законности и обоснованности решения антимонопольного органа - Хабаровского УФАС.