Остатки танкера «Надежда». 13 апреля 2017 г. |
|
«Экологическая вахта Сахалина» опубликовала доклад «Чему научит нас «Надежда»?», посвященный крупнейшей в Сахалинской области экологической катастрофе последних лет - аварии и гибели танкера «Надежда» и последовавшему за этим значительному нефтеразливу у берегов Невельского района 28 ноября 2015 года.
Тогда судно, незаконно перевозившее 186 тонн мазута и 560 тонн дизтоплива, было выброшено штормом на мель у набережной города Невельск.
В результате разлива топлива была загрязнена обширная морская акватория и более 20 км морского побережья, погибли сотни морских птиц.
Ликвидация нефтеразлива потребовала более полугода напряженной работы множества людей и организаций, а остатки разрушенного танкера не убраны до сих пор.
Общий подтвержденный различными судами ущерб окружающей среде, муниципалитету и третьим лицам составил около 524 миллионов рублей.
Единственным виновным в аварии, приведшей к экологической катастрофе, был признан капитан танкера С.В. Багаев, понесший смехотворное наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей.
Выходу доклада предшествовал длительный поиск, сбор и анализ огромного объема фактической информации, проведенный сахалинскими экологами совместно с Всемирным фондом дикой природы (Москва).
«Эковахта Сахалина» принимала непосредственное участие в очистке побережья в районе лежбища краснокнижных сивучей, а также в спасении замазученных морских птиц. Экологи также вели общественный контроль за ходом ликвидации чрезвычайной ситуации.
«По горячим следам» общественники провели детальный опрос ряда очевидцев и участников событий, экспертов, представителей органов власти и подрядных организаций, участвовавших в устранении последствий аварии танкера и нефтеразлива.
Позднее были собраны решения судов, принятые по итогам уголовных дел и исков о возмещении вреда, а также изучены находящиеся в открытом доступе официальные и коммерческие базы данных, документы государственных органов, спутниковые снимки, сообщения и фотографии электронных СМИ и пользователей соцсетей.
Все вместе это позволило достоверно восстановить ход событий до, во время и после аварии, провести их глубокий анализ в прямой связи с существующей нормативно-правовой базой и сформулировать комплекс рекомендаций.
Авторы доклада пришли к выводу, что причинами гибели танкера и обширного нефтяного загрязнения стали не только неправомерные действия капитана судна, но и нарушения со стороны целого ряда должностных лиц администраций морских портов Ванино и Невельска, а также судовладельца и фрахтователя судна, не имевших лицензий на перевозку опасных грузов.
Не последнюю роль сыграло и алкогольное опьянение экипажа судна накануне аварии, никак не отраженное в официальных документах.
По мнению авторов, катастрофе также способствовало ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей органами Ространснадзора, который до сих пор не опубликовал материалы официального расследования этой очень серьезной аварии, хотя обязан это сделать.
Общественное расследование показало, что до 50% всех танкеров, работающих в настоящее время на Дальнем Востоке России, не имеют двойного корпуса, причем часть из них регулярно незаконно перевозит мазут.
Это создает высокий риск повторения нефтеразлива, подобного катастрофе танкера «Надежда». Он усугубляется использованием для регистрации танкеров оффшорных и крошечных компаний, флагов «удобных» стран, а самое главное - отсутствием законодательных требований обеспечения финансовой ответственности за ущерб от загрязнения окружающей среды при нефтеразливе для танкеров, перевозящих менее 2000 тонн нефтепродуктов (каким и была «Надежда»).
Высоко оценивая огромные усилия аварийно-спасательных формирований (в частности, Госморспасслужбы и центра «Экоспас»), мужество и самоотверженность их участников, активную позицию руководства Сахалинской области и Невельского района, проявленные при очистке загрязненного побережья, авторы доклада тем не менее отмечают, что анализ уроков «Надежды» вскрыл существенные недостатки и пробелы в системе ликвидации нефтеразливов, особенно в части реагирования на море.
Так, попытки локализовать распространение пятна нефтепродуктов по морской акватории и очистить водную поверхность от загрязнения были разрозненными и неэффективными, что связано с отсутствием в распоряжении спасателей плавсредств и боновых заграждений, пригодных к работе в мелководной зоне в условиях сильного волнения моря.
Соответствующими ведомствами не были организованы мониторинг распространения загрязнения, оценка состояния морской среды и оповещение об этом населения. Не предпринимались усилия по спасению пострадавших и учету погибших морских птиц (всю работу в этой части делали волонтеры).
Но самое главное - отсутствовали все обязательные планы предупреждения и ликвидации разливов нефти, хотя их по закону обязаны были иметь и немедленно задействовать фрахтователь судна (ООО «ДВ-Акватория»), получатель груза (ООО «Горняк-2»), Невельский морской порт, Невельский городской округ и Сахалинская область. С этим и были связаны большинство выявленных недостатков и проблем с ликвидацией нефтеразлива.
Решение областных и муниципальных властей по строительству насыпной дамбы для откачки груза нефтепродуктов и последующей утилизации судна авторы оценивают как очень правильное и своевременное.
Однако отмечают, что эта крайняя мера потребовалась только потому, что из-за неразберихи в вопросах финансирования спасательных работ была упущена кратковременная возможность оперативно снять танкер с мели и тем самым быстро прекратить утечки топлива.
В настоящее время остатки танкера «Надежда» (подводная часть) по-прежнему остаются на месте кораблекрушения.
Доклад содержит комплекс предложений по совершенствованию существующей нормативно-правовой базы, предотвращению подобных аварий, повышению готовности к ним и улучшению системы реагирования на нефтяные разливы. «Эковахта Сахалина» вместе с Всемирным фондом дикой природы намерены добиваться претворения в жизнь этих рекомендаций.
«Советский Сахалин», 19.04.17