Наводнение в Приморье |
|
Незабываемый с июля 1989 года тайфун «Джуди» кроме затопления 120 тысяч гектаров земли и 109 населенных пунктов, гибели тысячи голов крупного рогатого скота, разрушения 2 тысяч домов и других несчастий принес и человеческие жертвы. Отлично помню, как на маленькую станцию Эбергард тогда во спасение города Дальнереченска ночью была пущена вода - без предупреждения жителей…Только чудо спасло людей, которые сбежались на железнодорожное полотно, а слепую почти 100-летнюю бабу Машу успели поднять на крышу ее дома.
В сентябре 1994 года пережит и тайфун «Мелисса». А потом и «Робин», и «Талас», и «Ирвинг», и «Эмма» и другие. Тайфун «Лайонрок» тоже войдет в историю - как злой рок над Приморьем. В крае был введен режим ЧС федерального уровня. Более 40 населенных пунктов оказались отрезанными от мира. Под удар стихии попали около 26 тысяч гектаров сельхозугодий, 70 мостов и более 200 километров дорог. В зоне наводнения оказались почти 9 тысяч человек, подтоплено более 3,5 тысячи жилых домов.
Если бы не спасительная дамба в микрорайоне ЛДК Дальнереченска, то сегодня большую часть населения пришлось бы эвакуировать.
Удар стихии
На моих глазах 7 сентября на дамбе в районе реки Большая Уссурка, протоки Маркова, развернулась настоящая битва людей с мощным громыхающим водоворотом всё прибывающей воды. Стремительный бурлящий поток, чего греха таить, лично у меня вызывал страх. И не только у меня - в такие минуты чувствуешь, насколько безжалостна природная стихия. И как беззащитен перед ней человек.
Впрочем, дамба пока еще сдерживала нападение разбушевавшейся реки. Но резким, усиливающимся водяным потокам удалось подмыть шлюз. И в этом месте вода начала подбираться к прибрежным домам жителей микрорайона. Чуть-чуть помедли - и всё! Предстояло немедленно забутить шлюз.
Вижу одетого в робу главу Дальнере-ченского городского округа Александра Павлова. Он с самого начала сложившейся сложной ситуации находится здесь и берет на себя всю ответственность. Что характерно, у закаленных тайфунами людей паники нет. Спасательная служба МЧС, сотрудники полиции, ГИБДД, естественно, тоже на месте. Здесь же и многие специалисты администрации города, депутаты, руководители промышленных предприятий и жильцы домов рядом с рекой.
Глава города оперативно организует тяжелую технику. Подъезжают «КамАЗы», многотонные ИВЕКи, предусмотрительно до ЧП загруженные щебенкой, глиной и прочими материалами. Работает и экскаватор.
Надо видеть своими глазами, насколько непросто организовать весь этот процесс в борьбе с разгулявшейся стихией. Мощная техника все подъезжает и подъезжает… Но вода нещадно поднимается, поглощая тонны и тонны спасительного груза. Напряжение жуткое. Наконец, шлюз удается забутить, и вода прекратила подходить к домам.
Горнило водоворота
Но борьба не заканчивается. Предстояло еще укрепить берег, чтобы его не размыло бурными потоками. Если вода хлынет, то затопит микрорайон с его тысячным населением. Нужно экстренно завозить и устанавливать мощные железобетонные плиты.
Народ возмущенно рассказывает, что ранее берег здесь был укреплен. Но тяжелые железобетонные плиты кто-то умудрился «тяпнуть», то есть украсть!
Времени уже около 4 часов дня. Кто-то догадливый ранее укрепил возле берега метку, и уровень воды постоянно контролируется.
- У нас в запасе, судя по состоянию берега, есть около полутора метров. Думаем, продержимся, если и дальше укрепление дамбы пойдет такими темпами! - оптимистично говорят люди.
Бригада спасателей начала готовить подъездной путь для огромной машины с тяжеловесными железобетонными плитами. Труд, без преувеличения, титанический. Времени около пяти. Люди стоят возле своих домов в ожидании спасительных плит. И вот появилась машина с прицепом, которую уже поджидает кран. Операция опасная. Рядом со спасателями - гневное, громыхающее, клокочущее водоворотное горнило. Тяжелые плиты нужно уложить с таким точным расчетом, чтобы ими был закреплен обрывистый, крутой берег, чтобы они не упали в саму реку. Как и люди… Снимки делаю, преодолевая страх, а каково им, спасателям?!
В душе, как и у других людей, появляется надежда, что ночь с 7-го на 8-е после спасательных мер пройдет без ЧП. Мы опасались, что вода может «ухнуть» с верховьев. Выдержит ли дамба?..
Ближе к 7 вечера, после завершения спасателями укладки плит, вместе с Александром Павловым едем на другую дамбу, расположенную в районе мясокомбината. Здесь тоже полным ходом идут работы с применением тяжелой техники. Спасатели сооружают специальный «рукав» для отвода воды от жилого населенного пункта.
Как сообщил Александр Павлов, в городе на всякий случай предусмотрены и подготовлены все спасательные мероприятия для населения. Прибыл заместитель министра МЧС. Над нами постоянно летает вертолет. А уже ближе к полуночи в городе высадился целый спасательный отряд из Хабаровска со своей техникой.
На следующий день, 8 сентября, в 6 утра позвонила из ЛДК Любовь Черевко, которая живет рядом с рекой. Она радостно сообщает, что вода упала на 7 сантиметров:
- Протечек дамба не дает. У нас здесь всю ночь дежурили эмчеэсовцы, наготове стоит большегрузная техника с глиной. Можно эту ночь спать спокойно.
Дамба спасла. Но бдительность терять рано.
Вторая волна
Беда одна не приходит. Ситуация меняется, можно сказать, ежесекундно. В верховьях вода начала уходить, значит, вот-вот начнется подъем уровня воды здесь, на Большой Уссурке. Так оно и вышло. Уже с 10 на 11 сентября резко поднялся уровень воды в реке, и метка достигала 95 сантиметров. Казалось, вода обозлилась еще больше. Она шипела, пенилась, кружила, а еще более мощные и напористые волны нещадно лупили, кромсали берега. И там, где совсем недавно промоины были засыпаны скальным грунтом, образовались опасные трещины.
Береговой запас уменьшается на глазах. Спасатели усиленно подвозят скальную породу, безостановочно засыпают промоины, все выше и выше поднимают дамбу… Ситуация предельно критическая. Люди, живущие рядом с рекой и пережившие в 1989-м зловещий тайфун «Джуди», предусмотрительно поднимают необходимые вещи, продукты на крыши домов.
Ближе к вечеру метка подъема уровня воды зашкалила выше метра, но береговой запас хоть и небольшой, еще есть. А река все поднимается, становясь все более шумной, грохочущей… Но надо удержать дамбу, чего бы это ни стоило, чтобы не допустить разъяренный поток воды на дорогу и дома людей. Спасательная работа ведется круглые сутки.
12 сентября. Дамба опять выдержала. Хотя в 2 часа ночи уровень воды в реке поднялся на 2-3 сантиметра, из берегов она не вышла. В 5 утра вода держится на прежнем уровне. Береговой запас остается крайне небольшим - 40, местами -10 сантиметров. Усиленно идет укрепление берега. Битва на дамбе продолжается, пока успешно. Но кто знает, какой сюрприз нам природа преподнесет еще?..
Тем временем у людей, живущих в районе «комархи», что со стороны реки Малиновка, с приходом второй волны ситуация создалась критическая. Сейчас до домов без плавсредств не добраться. У многих горожан, особенно у пенсионеров, здесь посажены огороды, разведена различная живность. Беда и в нескольких других районах, опять же со стороны Малиновки. По официальным данным, из-за прохождения гребня паводка в Дальнереченске подтоплено 270 домов, в которых проживает 780 человек, кроме этого подтопленными остаются 156 подворий. Конечно, обещана помощь, но никакими деньгами не окупишь десятилетние труды людей, корпевших над землей, над своими домами, дворами…
Надо сказать, жители этого района много лет, еще после тайфуна «Джуди», бьют тревогу, обращаясь практически во все высшие эшелоны власти. Люди в многочисленных жалобах просят, чтобы и со стороны реки Малиновка была построена дамба. Мы на страницах газет неоднократно поднимали проблему, высылали обращения людей, как говорится, «во все концы света» К сожалению, в ответах натыкаемся на «дамбу непонимания».
Дамбы, спасительные дамбы надо строить, усиленно ежегодно укреплять их - к единому мнению приходит народ. И правительство обязано решать эту проблему, не дожидаясь масштабных потрясений и бед. Скупой, как говорится, платит дважды!
Пока готовила данный материал, пришла информация, что дамба в районе реки Большая Уссурка пока держит воду. Но критическая обстановка сложилась в районе Первомайки. Еду в следующую чрезвычайную точку…
Тем временем
Генконсульство КНДР во Владивостоке предложило властям Приморья помощь в ликвидации последствий тайфуна. Северная Корея готова мобилизовать для этого северокорейских строителей, работающих в крае. Их насчитывается около 3 тысяч человек.
Между тем северо-восток страны сам пострадал от стихии. В результате сильнейших дождей из берегов вышла река Туманган. Повреждено более 35 тысяч домов, больше половины из них полностью разрушено. В ООН утверждают, что погибли 133 человека, еще 395 числятся пропавшими без вести. В зоне бедствия живут около 100 тысяч северокорейцев. Сейчас власти КНДР объявили массовую мобилизацию, спасательная операция рассчитана на 200 дней.
«Для партии нет более серьезного ЧП, чем боль народа, и нет более важнейшего революционного дела, чем выручка населения из беды, - говорится в заявлении генконсульства КНДР во Владивостоке. - В ответ на ЧП Трудовая партия Кореи определила трудовую вахту по устранению последствий от наводнения и восстановлению северных районов как главное направление приложения сил 200-дневки и приняла важное решение по преодолению трудной ситуации».
«С огромной мощью единодушия и сплоченности добьемся поражающей победы в деле творения чудес и превращения беды в счастье на участке устранения последствий и восстановления северных районов провинции Северный Хамгён!» – вот что является боевым лозунгом участников всей страны в 200-дневной трудовой вахте.
Александра Набокова,
«Новая газета во Владивостоке», №356, 15.09.16