О том, что в последних числах июля у вице-премьера Дмитрия Рогозина прошло совещание по вопросу завершения строительно-монтажных работ (СМР) на объектах первой очереди Восточного, „Ъ“ рассказал один из его участников и подтвердил источник в аппарате правительства.
По словам собеседника „Ъ“, тогда с докладами выступили замначальника оперативного штаба Спецстроя по строительству космодрома Максим Крюков, исполнительный директор по капитальному строительству госкорпорации «Роскосмос» Владимир Иванов, а также представители Роструда, Минфина и Минэкономики. «Звучавшие во время совещания жесткие формулировки адресовались и заказчику, и подрядчику,- сообщил собеседник „Ъ“.- Но строителям от вице-премьера досталось гораздо больше».
Это подтверждается данными протокола совещания РД-П7-46 (копия есть у „Ъ“), подписанного Дмитрием Рогозиным. В нем говорится о систематическом неисполнении Спецстроем принятых обязательств по срокам завершения СМР на объектах первой очереди Восточного, об отсутствии подготовки и представления исполнительной и отчетной документации по выполненным работам, а также информации об устранении замечаний. «Неоднократный перенос сроков завершения СМР на 8 из 19 объектов первой очереди не обеспечивает их ввод в эксплуатацию в 2016 году»,- говорится в протоколе.
Отмечается «существенный отток» рабочих и инженерно-технического персонала на предприятиях, подведомственных Спецстрою. В документе утверждается, что руководство агентства не принимает необходимых мер по погашению задолженности по зарплате в подведомственных и субподрядных организациях.
«Несмотря на неоднократные поручения правительства и коллегии военно-промышленной комиссии (возглавляет Дмитрий Рогозин.- „Ъ“) ситуация не меняется, что свидетельствует о системных проблемах в организации деятельности руководства Спецстроя»,- подчеркивается в протоколе.
Начиная с 2011 года строительство Восточного постоянно сталкивалось с организационными проблемами, которые в итоге не позволили осуществить первый пуск ракеты «Союз-2.1а» в декабре 2015 года. Главе госкорпорации «Роскосмос» Игорю Комарову и Дмитрию Рогозину удалось убедить Владимира Путина перенести сроки пуска на несколько месяцев (он со второй попытки состоялся 28 апреля). Однако тогда был задействован лишь «пусковой минимум» - 11 первостепенных объектов, без которых осуществить доставку аппаратов на орбиту не представлялось возможным. В июне Дмитрий Рогозин потребовал, что все объекты первого этапа (19 сооружений) должны быть сданы до 31 октября.
Источники „Ъ“ утверждают, что эта задача «крайне трудновыполнима». Для анализа «критической ситуации», сложившейся при завершении строительства объектов первой очереди Восточного, правительство решило привлечь военное ведомство (ему структурно подчиняется Спецстрой). Так, Министерство обороны совместно с другими федеральными органами создало специальную рабочую группу, которая должна разобраться в проблемах Спецстроя, и доложить до 25 августа о проделанной работе в правительство. Перед рабочей группой, которую, по сведениям „Ъ“, возглавил замминистра обороны Тимур Иванов, поставлена задача принять дополнительные меры по устранению замечаний со стороны заказчика и авторского надзора и обеспечить подготовку документации по выполненной на объектах работе.
Кроме того, Минобороны совместно с Минстроем проработает механизм комиссионного приема ранее выполненных работ, а совместно с казначейством - разработает график погашения долгов по зарплате в подведомственных и субподрядных организациях. Недооценивать важность этой работы нельзя, говорит высокопоставленный источник „Ъ“ в правительстве: от результатов работы Спецстроя на космодроме будет напрямую зависеть существование агентства в нынешнем виде.
Собеседник „Ъ“ напомнил, что из-за проблем во время возведения объектов на Восточном Спецстрой уже лишен статуса единственного исполнителя работ. Подрядчики по строительству второй очереди космодрома, как сообщал „Ъ“ 26 марта, будут отбираться по конкурсу, хотя некоторые объекты (вроде стартового стола) по-прежнему останутся за Спецстроем.
В военном ведомстве от комментариев „Ъ“ воздержались, а в пресс-службе строительного агентства уточнили, что «речь идет о документе ограниченного доступа, прокомментировать который не представляется возможным».
Иван Сафронов,
Коммерсантъ (Хабаровск) №148 от 16.08.2016