Версия
«После встречи Председателя Правительства России Владимира Путина и Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова, 6 июня 2008 года, и сообщения о завершении сделки по федерализации (передача федеральному центру 50% акций + 1 акция) АЛРОСА, стало окончательно понятно, что дни Штырова на посту президента республики сочтены», считает обозреватель Дмитрий Верхотуров.
«Основные задачи выполнены, и теперь Штырову осталось только дождаться, пока для него будет создано кресло, в которое он пересядет после теперь уже неминуемой отставки», утверждает он.
Напоминаем, что в течение всего периода нахождения Вячеслава Штырова у власти, его неоднократно «отправляли» в отставку, не факт, что и эта версия оправдается стопроцентно. Но нам представляются интересными (хотя и не бесспорными) оценки обозревателя «периода Штырова», поэтому предлагаем вашему вниманию его публикацию.
«Штыров избирался на пост президента РСЯ с большим трудом. Его регистрация на выборах 23 декабря 2001 года была отменена Верховным судом РСЯ, но впоследствии восстановлена решением Верховного суда РФ по протесту Генеральной прокуратуры РФ. Предвыборная кампания 2001 года была одной из самых скандальных по России.
Фаворитами первого тура президентских выборов в Якутии стали глава алмазной компании «АЛРОСА» Вячеслав Штыров и президент финансово-промышленной группы «САПИ» Федот Тумусов. За Штырова было подано 45,5% голосов, за Федота Тумусова - 17%. На втором туре голосования, состоявшемся 13 января 2002 года, Штыров собрал 59,3% голосов, тогда как Тумусов - 34,6%.
Впрочем, уже тогда аналитики обращали внимание на загадочные снятия кандидатур Николаева, Колмогорова, Назарова, а также на неожиданное совещание в Кремле по вопросам алмазной промышленности 10 декабря 2001 года, когда Президент России Владимир Путин наградил Штырова дипломом за восстановление Ленска. Все эти факты, по мнению аналитиков, указывали на то, что президентские выборы в Якутии были срежиссированы таким образом, чтобы победу одержал именно Штыров.
Однако, вместе с тем, первый Президент Якутии Михаил Николаев, сняв свою кандидатуру с выборов, пусть даже и не вполне по своей воле, в пользу Вячеслава Штырова, в известной степени легитимизировал его в глазах жителей республики, и возвел в ранг политического лидера. Кроме того, Штыров, известный в качестве жесткого и харизматичного лидера, в конце 2001 года многими представителями якутской элиты рассматривался в качестве наиболее подходящего кандидата из представленного списка. Лишь немногие увидели в Штырове негативные черты его управленческого стиля, сформировавшегося у него во время руководства АЛРОСА. Он подавлял всякую оппозицию и был стойким приверженцем жесткого, авторитарного стиля руководства.
Первоначальные взгляды
В начале своего президентства Вячеслав Штыров придерживался кардинально иной позиции, чем в 2006-2008 годах, главными чертами которой тогда были: сохранение суверенитета Якутии, приоритет республиканских интересов, независимое развитие якутской экономики.
27 января 2002 года в своей инаугурационной речи Штыров выразил все свои основными политические взгляды, которыми он руководствовался в тот момент. Тогда он явно воспринимал себя именно как лидера Якутии и продолжателя дела Михаила Николаева. Штыров заверил в речи, что все хорошее, сделанное в республике за последние 10 лет, при первом Президенте Якутии Михаиле Николаеве, будет продолжено и развито. Он напомнил, что за десятилетие президентства первого главы республики Якутия вошла в десятку наиболее экономически развитых регионов России.
Также Штыров обрисовал черты своей экономической программы, в которой главное внимание уделил развитию крупных республиканских компаний по переработке полезных ископаемых. Вполне реально, полагает он, в течение 5-7 лет создать ряд многопрофильных предприятий, подобных компании АЛРОСА, в угольной, газовой, нефтяной отраслях, в золотодобыче. «Якутия должна перестать быть сырьевой республикой», - заявил Штыров в своей инаугурационной речи. Также, по его мнению, большое значение для экономики региона имеет сельское хозяйство.
Штыров считал тогда, что Якутия должна иметь особый статус среди других регионов России, сохранить договорные отношения с федеральным центром, и то, что было закреплено Договором о разграничении предметов ведения и полномочий должно остаться, как неотъемлемая часть конституционно-договорных отношений. К тому моменту федеративные отношения в России уже дали крупную трещину, потому что 30 регионов отказались от договорных отношений, и постепенно раскручивалась пропаганда мысли об «унификации» системы управления, укрепления «вертикали власти». Однако, Президент Якутии в тот момент все еще защищал договорной статус республики. В сентябре 2002 года состоялось подписание корректировки отдельных положений Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РС(Я).
Наиболее характерной чертой раннего этапа правления Штырова являлось его огромное внимание к интересам улусов и развитию местной промышленности. Не проходило недели, чтобы Штыров не посетил тот или иной улус и не уделил вниманию его специфическим проблемам.
В развитии крупных компаний он также придерживался приоритета местных интересов. Например, в сентябре 2002 года во время визита в Нерюнгри, Штыров говорил о том, что «Якутуголь» нужно развивать в сторону технического совершенствования и не ставить пока задач увеличения добычи. Основной рост добычи угля должен был произойти за счет малых карьеров. В 2002-2003 годах вообще на уровне республиканского правительства уделялось большое внимание развитию малых угольных карьеров, которые должны были стать рентабельными предприятиями и одной из опор топливно-энергетического комплекса республики.
Уделялось внимание развитию других товарных производств. С 2003 года по указанию Штырова должна была начаться программа развития камнеобрабатывающего производства в Южной Якутии, с развертыванием производства плит и других строительных материалов из камня. 13 ноября 2002 года Штыров подписал закон о производстве кумыса, который предусматривал субсидии и льготы для производителей этого напитка, а также создании системы распространения кумыса в сети детских и лечебных учреждений.
В конце 2002 года в Нюрбе и Хандыге открыты новые ювелирные заводы АК «Золото Якутии», которые уже до начала 2003 года должны были дать первую товарную продукцию - ювелирные украшения.
В общем, в первый год своего правления Штыров действовал вполне в духе своих первоначальных заявлений и действительно ставил интересы республики на первое место. К сожалению, этот период был настолько кратким, что не оказал существенного влияния на развитие Якутии.
Перелом
Когда же состоялся тот перелом, после которого Вячеслав Штыров стал превращаться из политического лидера республики в исполнителя кремлевских поручений?
Это было не единомоментное событие, а некий процесс, который занял несколько лет и был наполнен весьма драматическими событиями. Начало этого периода можно отнести к маю 2003 года, когда состоялась встреча Президента Якутии Вячеслава Штырова и Премьер-министра России Михаила Касьянова. На встрече обсуждалось социально-экономическое развитие региона. По всей видимости, одним из результатов этой встречи было то, что 26 мая Штыров был включен в состав Президиума Госсовета РФ. Вскоре якутский президент возглавил в Госсовете рабочую группу по вопросам политики в отношении северных территорий.
С первого взгляда можно подумать, что федеральный центр признал заслуги Президента Якутии, успех его деятельности и пожелал распространить якутский опыт на другие северные территории. Однако дальнейшие события показали, что это назначение в Президиум Госсовета РФ оказалось тем самым «крючком», с помощью которого и произошел процесс деградации Штырова до уровня порученца.
Возглавив рабочую группу в Госсовете, Штыров с головой погрузился в ее работу. Требовалось решить большую задачу государственной важности - разработать политику в отношении северных территорий. Предварительные работы заняли около полугода, а уже в октябре началась череда заседаний в Москве по обсуждению наработанных предложений. Председательствовал на них Штыров. Он очень серьезно относился к этой работе и, вероятно, видел в ней способ решения основных якутских проблем: развития транспорта и энергетики, что составляло наиболее серьезные проблемы якутской экономики.
Рабочая группа под руководством Штырова готовила доклад Президенту России «Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера Российской Федерации», а также проект концепции государственной политики в отношении северных территорий России. Разработанный доклад был представлен президенту 29 апреля 2004 года на заседании Президиума Госсовета РФ, которое состоялось в Салехарде. Это было крупное событие, на котором основной доклад о политике в отношении северных территорий делал Штыров, а ему оппонировали министры, в первую очередь министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.
Уже в момент подготовки этого доклада начался постепенный дрейф Президента Якутии в сторону поддержки политики сырьевой колонизации Якутии. Он, из-за занятости государственными делами, резко сократил поездки по улусам и внимание к их развитию.
Первый серьезный признак перемены отношения произошел 18 февраля 2004 года, когда Министерство природных ресурсов России провело в Якутске совещание «Перспективы освоения углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока». В нем приняли участие министр природных ресурсов России Виталий Артюхов, президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, и еще ряд чиновников федерального и республиканского уровней. На совещание был вынесен проект «Программы подготовки и освоения ресурсного потенциала углеводородного сырья Восточной Сибири с учетом экспортных проектов и внутренних потребностей». Уже сам по себе этот документ показывал, что приоритетом в развитии экономики Якутии для МПР РФ является развитие нефтегазового сектора.
По всей видимости, в то время на Штырова оказывали большое влияние различные федеральные чиновники и руководители крупных компаний. Они, видно, убеждали его в том, что нужно бросить всякую «местную мелочь» и заняться «мегапроектами». Они давили на слабое место - приверженность Штырова корпоративным методам управления и святую веру, свойственную всем крупным менеджерам, в «экономическую эффективность». Очевидно, обработка быстро дала свои результаты. Уже 27 февраля 2004 года Вячеслав Штыров заявил о готовности Якутии поставлять 30 млн. тонн нефти в текущем году, 50 млн. - через год и 80 млн. - через два года, чтобы наполнить нефтепровод «Ангарск-Находка». «Для этого нужны государственные инвестиции», - подчеркнул Штыров. Штыров также выразил готовность участвовать в реализации проекта нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан», который тогда только-только появился.
Предательский удар
Как оказалось впоследствии, совещание Президиума Госсовета РФ в Салехарде было грандиозным политическим шоу, с участием первых лиц государства, которое, вероятно, ставило перед собой цели маскирования истинных замыслов федерального центра. Надо отдать должное, шоу было проведено блестяще, и Президент России продемонстрировал несколько эффектных жестов, вроде посещения чума и езды на упряжке, которые надолго отключили критические способности общественности.
Между тем, готовилась совершенно иная политика в отношении северных регионов, которые должны были стать не более чем площадками для сырьевых и энергетических «мегапроектов», с полным господством на них крупных компаний, поддерживаемых государственными деньгами.
В начале августа 2004 года гром грянул. Госдума РФ приняла «суперзакон», вносящий множество поправок в законодательство, а также новые законы, касающиеся монетизации льгот, наложения на регионы дополнительных обязанностей без финансового подкрепления, отмены принципа «двух ключей» в недропользовании.
8 августа 2004 года Президент Якутии Вячеслав Штыров, буквально сразу по приезду из Москвы, встретился с журналистами и дал пресс-конференцию. Он был крайне раздосадован этим решением, особенно напирая на новые тенденции законодательства о недропользовании, которые подрывали основы экономики Якутии. Штыров оказался в крайне неприятном положении, когда он, вложив многие силы в тесное сотрудничество с федеральным центром, оказался жертвой удара в спину от федерального центра, перечеркнувшего и его экономическую политику в Якутии, и его инициативы по государственной политике в отношении северных территорий.
Экономическое нападение на Якутию
Федеральный центр выжидал около года, прежде чем начать окончательное наступление на Якутию с целью начала политики сырьевой колонизации. Монетизация льгот вызвала бурные протесты общественности, политическую активность и множество проблем, на урегулирование которых требовалось время. К тому же, прямое давление на Штырова было невозможным из-за его позиции и определенной поддержки со стороны жителей республики.
Наступление началось в июне 2005 года, когда министр финансов РФ и одновременно председатель наблюдательного совета АЛРОСА Алексей Кудрин заявил, что Правительство России предпринимает действия по укреплению своих позиций в АЛРОСА. Для этого будет увеличен ее уставной капитал, а доля в нем Росимущества будет доведена до контрольной за счет допэмиссии акций компании.
Сведения о таком шаге федерального центра просочились задолго до заявления, еще в марте 2005 года. Уже в конце апреля якутские общественные организации начали кампанию по борьбе против федерализации АЛРОСА. По инициативе «Саха общественного центра» 25 апреля 2005 года состоялся митинг на площади Ленина в Якутске, и начались другие акции протеста в защиту компании АЛРОСА. Демонстранты вышли на митинг и круглосуточный пикет с лозунгами: «Штыров! Защити АЛРОСУ! Мы поддержим!», «АЛРОСА - собственность народов, а не олигархов», «Чиновники, продадите АЛРОСА - Якутия проклянет вас!», и так далее. 27 сентября 2005 года, в День принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха, в Якутске прошла еще одна массовая акция протеста против федерализации алмазной компании, которую организовал лидер народного фронта (НФ) «Якутия-АЛРОСА» Иван Шамаев. Было принято обращение, в котором от Президента РФ потребовали остановить все действия Российского Правительства по реорганизации АЛРОСА, а от Правительства Якутии - блокировать предложения федеральных чиновников, «приводящие к захвату контрольного пакета акций компании».
Кампания против федерализации АЛРОСА плавно перешла в кампанию поддержки Штырова, который тогда еще воспринимался как политический лидер республики, да и, в общем, фактическим им был. В тот момент казалось, что Штыров обладает достаточным весом, чтобы остановить переход алмазной компании под полный контроль федерального центра. Поддержка выразилась в подписной кампании за выдвижение кандидатуры Штырова на пост Президента республики. Тогда уже выборы глав регионов были отменены, был введен порядок выборов депутатами региональных парламентов по предложению Президента России. Вот участники акции и стали ставить подписи под обращением к Владимиру Путину. В ноябре 2005 года около 260 тысяч человек подписались под обращением к Президенту России Владимиру Путину внести в Госсобрание Якутии кандидатуру действующего руководителя республики для наделения его полномочиями на новый срок. Правда, надо отметить, что никакого особого эффекта эта подписная кампания не принесла, кандидатуру Штырова внесли на рассмотрение Ил Тумэна РСЯ только через год, а сам Штыров отрицал свое участие в организации этой подписной кампании.
Капитуляция Штырова
Одновременно с началом подписной кампании в поддержку Штырова развернулся новый этап обработки Штырова со стороны федеральных чиновников и глав крупных компаний, теперь уже с намерением заставить его поддержать политику сырьевой колонизации республики и отдать главные ее активы в управление крупных компаний.
В конце 2005 года план уже вполне был сформирован, и уже обсуждался на переговорах. 16 ноября 2005 года в Москве Штыров и председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс обсудили возможность создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса со строительством нескольких крупных ГЭС. Этот каскад должен был стать энергетической основой для целого ряда крупных сырьевых производств, размещаемых в Южной Якутии. 2 декабря 2005 года Штыров подписал протокол «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)», в котором закреплялся механизм федерализации АЛРОСА путем допэмиссии акций.
Тем временем ситуация вокруг АЛРОСА все обострялась, и в начале 2006 года Штыров попал в тиски. С одной стороны на него давили из федерального центра, проталкивающие свою программу добычи сырья. С другой на него стали давить якутские политики и депатуты Ил Тумэна, требовавшие блокировать федерализацию АЛРОСА.
Развязка настала в январе 2006 года. 24 января якутские депутаты поставили перед федеральным центром сразу несколько ультиматумов, в том числе потребовав отмены федерализации алмазной компании. Президент Якутии был вынужден пойти депутатам навстречу, образовать рабочие группы из членов Правительства Якутии и депутатов Госсобрания по спорным вопросам, и 25-26 января отбыть в Москву для переговоров с представителями федерального Минфина и Росимущества.
В Москве события повернулись еще более неприятной стороной. Штыров и там, очевидно, получил ультиматум: или он поддерживает федеральный центр во всем, или Президентом Якутии станет другой человек. Штыров, видимо, довольно долго отбивался и пытался сохранить хоть что-то из своих позиций, но в конце концов капитулировал перед федеральным центром и принял его условия.
2 февраля 2006 года Президент России провел совещание по вопросам социально-экономического развития Якутии, в котором приняли участие Президент республики Саха Вячеслав Штыров, министр экономического развития и торговли России Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин и еще ряд чиновников. Это и было датой окончательной капитуляции Штырова перед федеральным центром. Обсуждалась программа развития добычи сырья в Южной Якутии и строительства энергетической и транспортной инфраструктуры для обеспечения сырьевых производств. Правительство РСЯ получило поручение подготовить в течение полугода программу развития Якутии до 2020 года по указанному на заседании пути.
11 апреля 2006 года президент Вячеслав Штыров, выступая на собрании хозяйственного актива АК «АЛРОСА» в Мирном, объявил о начале реализации политики сырьевой колонизации Якутии. Он там впервые и объявил, что за следующую пятилетку (2007-2011 годы) в республике будет реализован ряд масштабных проектов, таких как строительство четырех крупных ГЭС в Южной Якутии, ввод новых двух золотодобывающих горно-обогатительных комбинатов в Восточной и Южной Якутии, освоение Чаяндинского газового месторождения и Эльгинского месторождения угля. Впоследствии эта схема несколько уточнялась и дополнялась новыми проектами.
Штыров, капитулировав, решил доказывать, что реализуемая федеральным центром экономическая программа в интересах Якутии, и делал это с упором на развитие транспорта и строительство железных дорог. Он просто не обсуждал негативные последствия господства горнодобывающего сектора на экономику, утверждая, что строительство новых железных дорог позитивно скажется на развитии республики.
Политическое ничтожество
Уже в конце 2006 года Штырову из Кремля указали на его истинное место в новой системе отношений. 6 сентября 2006 года начальник Контрольного управления администрации Президента России Александр Беглов оценил работу Правительства Якутии на «четверку» и сказал, что руководству республики совместно с федеральным центром необходимо продолжить работу, чтобы выполнить поручения Владимира Путина в полной мере. С этого момента господствующей темой в отношениях между федеральным центром и руководством республики стало выполнение поручений президента. Любопытно, что именно в этот день Правительство республики утвердило новый программный документ: «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Вряд ли это случайное совпадение.
Впрочем, в мае 2006 года Штырову вручили утешительный приз, наградив его почетным знаком «Лидер российской экономики-2005». Также он стал лауреатом премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Государственный деятель России 2005 года».
31 октября 2006 года Штырова вызвали «на ковер», и в Кремле состоялась рабочая встреча Президента России Владимира Путина с Президентом Якутии Вячеславом Штыровым, главное внимание на которых было уделено выполнению поручений, данных в начале года. Основным пунктом поручений являлась разработка Схемы размещения производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года, которая к тому моменту была представлена в Правительство РФ для дальнейшего утверждения. По этой программе основные инвестиции направлялись в добывающий сектор. В общем объеме промышленной продукции добыча полезных ископаемых должна будет составить 53,7%, тогда как на обрабатывающие производства в экономике Якутии придется всего 7,7%.
После всего этого состоялось внесение кандидатуры Штырова в Ил Тумэн РСЯ. Администрация Президента РФ и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков некоторое время подержали Штырова в подвешенном состоянии, пообсуждав различные кандидатуры. 7 декабря 2006 года , по представлению Путина, Ил Тумэн РСЯ на XXXVIII (внеочередном) пленарном заседании наделил Штырова полномочиями Президента Республики Саха (Якутия) сроком на пять лет. 27 января 2007 года он официально вступил в должность Президента республики на второй срок.
Превращение Штырова в исполнителя поручений тут же сказалось на экономике республики. В 2006-2007 годах началась продажа крупных республиканских активов в угледобывающей, золотодобывающей, алмазодобывающей отраслях. Стали продаваться телекоммуникационные и транспортные компании. С 2002 года распроданы стратегические активы на общую сумму 65,323 млрд. рублей, всего же Якутия потеряла имущественные комплексы на общую сумму 91,688 млрд. рублей.
Уже в 2005 году бюджет республики стал дефицитным, как из-за потери важных источников его пополнения, так из-за возросших расходов региональных бюджетов. В 2006-2007 годах дефицит бюджета составлял 3,8-3,4 млрд. рублей. Для его покрытия продавались все новые и новые пакеты акций республиканских предприятий.
Уход
«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Сейчас Штыров занимает именно такое положение. На него было возложено выполнение грязной работы по обеспечению реализации федеральной программы освоения ресурсов Якутии и продаже республиканских активов крупным компаниям.
Почти все уже продано. Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что сделка по передаче в госсобственность 50% + 1 акция алмазной корпорации завершилась 7 июня 2008 года. Теперь Штырову в Якутии больше делать нечего. Оставить его и дальше исполнять поручения нельзя, потому что одним из результатов выполненной им работы стала растрата его политического авторитета. Он лишился доверия жителей республики, и его открыто стали обвинять в том, что он «распродал республику». Это стало сказываться даже на выборах по спискам «Единой России», избиратели стали голосовать против тех, кого поддерживает Штыров.
Сейчас пока еще действующего Президента Якутии поддерживают только чиновники. Но надо понимать психологию чиновников: как только объявят нового начальника, они будут работать на нового начальника и не вспомнят старого, а уж тем более не станут его в чем-то поддерживать. Потому Штырова можно сейчас легко сменить на другого человека, который будет также исполнять кремлевские поручения.
Потому уход Вячеслава Штырова предопределен, и ему в кулуарах встречи с Председателем Правительства РФ об этом прямо и сказали. Правда, надо отметить, что федеральные представители, поручая Штырову всякую грязную работу, тем не менее, поддерживали его самолюбие различными утешительными призами. Например, в декабре 2007 года, в дни презентации Якутии в Москве, Штыров был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и церковным орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени. Видимо, и отставка также будет сопровождаться утешительном призом. 5 июня 2008 года Штыров был включен в состав Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы, возглавил которую вице-премьер РФ Игорь Сечин. Место заместителя председателя этой комиссии вакантно, и не исключено, что приготовлено для Штырова.
Итоги правления
В чем заключаются итоги правления Вячеслава Штырова?
Во-первых, суверенитет Якутии был при нем превращен в фикцию. Договорные отношения между Якутией и федеральным центром пока еще существуют на бумаге, но уже не имеют никакой силы. Не исключено, что новый президент Якутии «добровольно» откажется и от суверенитета, и от договорных отношений, и от поста президента («президент в России - один» - новый лозунг кремлевской администрации).
Во-вторых, был ликвидирован приоритет республиканских интересов. При нем главное содержание экономического развития Якутии стало направлено на обеспечение экспортных доходов крупных компаний, а не на развитие собственного экономического потенциала. В 2006-2008 годах Штыров почти целиком забросил поездки по улусам и не уделял никакого внимания развитию местных производств. Развитие сельского хозяйства, на которое делалась ставка в 2002 году, оказалось почти совершенно заброшенным.
В-третьих, вопреки инаугурационному заявлению Штырова в 2002 году, экономика Якутии не только осталась сырьевой, но и получила тенденцию к укреплению этого сырьевого характера.
Иными словами он не смог выполнить ничего из того, что обещал сделать при вступлении в должность в январе 2002 года. Более того, он подорвал основы существования Республика Саха (Якутия), перечеркнув как труды ряда якутских политиков первой половины ХХ века (в частности М.К. Аммосова), которые отдали жизнь за идею якутской государственности, так и труды первого Президента республики Михаила Николаева, который эту государственность создал и поднял».
Дмитрий Верхотуров
12.06.08
Источник: babr.ru
ИА SakhaNews.