В. Беринг. Рис. Валерий Ефимов.
В. Беринг. Рис. Валерий Ефимов.

Я иду по оголившемуся при отливе каменистому берегу Авачинской бухты у подножья Никольской сопки. Пахнет морской свежестью, йодом и выброшенными на прибойную полосу водорослями. У батареи Максутова сворачиваю наверх и, перевалив сопку, спускаюсь к ковшу, где располагается морской рыбный порт. Два с половиной века назад отсюда отправились на поиски западных берегов Северной Америки и достигли их пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», ведомые Витусом Берингом и Алексеем Чириковым.

 

Через несколько дней мы, группа яхтсменов из Петропавловска: Зигмас Жилайтис, Олег Ветров, Владимир Тарасов, Евгений Панченко, Геннадий Струначев-Отрок, Валерий Федоренко, Юрий Соколов и Виктор Титов отправимся на яхте «Тарпон» по пути, которым ходили наши предки – через Тихий океан и Берингово море на Алеутские острова и Аляску. Жители Камчатки и Аляски будут отмечать юбилейную дату открытия Русской Америки.

 

А тогда, выйдя из Авачинской губы, пакетботы легли на зюйд-вест и двинулись на поиски якобы открытой недавно испанцами на

 

46-м градусе северной широты земли Жоао-де-Гама.

 

После восьми дней пути Чириков писал в судовом журнале: «... и потому открылось, что земли Иан де Гамы нет, понеже мы место, где надлежало ей быть, перешли все через. И 13-го числа июня поворотились для искания американских берегов в направлении на северо-восток.»

 

Еще через неделю в тумане и жестоком шторме суда потеряли друг друга из виду и далее стали искать Америку по отдельности.

 

Первым 15 июля к ее берегам на широте 55 градусов 20 минут, у нынешнего острова Бейкер (архипелаг Александра) подошел «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова. Установив по астрономическим наблюдениям, что вышли к Северной Америке, моряки пошли вдоль ее берега на норд. Дошли до 58-го градуса северной широты и с наступлением хорошей погоды отправили на берег флотского мастера Дементьева с 10 членами экипажа на ялботе. Когда в назначенное время они не вернулись, решено было послать на их поиски ялик с боцманом Савельевым и тремя матросами. Они тоже не вернулись к установленному сроку. Это было 24 июля. А 25-го у берега были замечены две туземные лодки, которые к пакетботу подойти не решились.

 

Судьба пропавших без вести навсегда осталась загадкой.

 

Оставшись без плавсредств для сообщения с берегом и учитывая, что запасы воды и провизии подходят к концу, мореходы 27-го июля повернули в обратный путь. При возвращении они открыли ряд островов Алеутской гряды. В сентябре, отстаиваясь на якоре у острова Адах, встретились с местными алеутами, подплывавшими к ним на байдарах.

 

12 октября 1741 года «Святой Павел» благополучно прибыл в Петропавловскую гавань. Из 75 членов команды на Камчатку вернулся 51 человек.

 

Экипаж «Святого Петра» и сам пакетбот ожидала более трагическая судьба. Следуя на норд-ост, моряки увидели берега Америки спустя полутора суток после пакетбота «Святой Павел». Они подошли к небольшому острову Каяк, расположенному в самой северной части залива Аляска, неподалеку от устья реки Медная. Для осмотра открытой земли на берег были посланы флотский мастер Хитров с командой из 15 человек и натуралист Георг Стеллер в сопровождении казака Лепехина.

 

На этом острове они пополнили запасы пресной воды, видели летние лагеря аборигенов, юкольники, но самих туземцев не наблюдали. За десять часов пребывания на острове Стеллер сделал ряд ботанических и орнитологических открытий – описал 160 видов неизвестных растений и 10 видов птиц.

 

21 июля отправились в обратный путь. Беринг заболел цингой, и пакетботом в основном управлял лейтенант Свен Ваксель. Маршрут пролегал теперь вдоль полуострова Аляска и островов Алеутской гряды, берега которых им приходилось огибать мористее, чтобы не быть разбитыми о прибрежные скалы. От недостатка свежей пищи один за другим стали болеть и прочие члены экипажа. Начались смертельные исходы.

 

Погода наступила штормовая и, по выражению Вакселя, «корабль носило, как кусок мертвого дерева, почти без управления». В начале ноября ураганным ветром пакетбот вынесло к неизвестной земле и штормовой волной перебросило через каменную гряду в тихую бухту. Бросив якорь, мореходы думали, что попали на Камчатку, но потом поняли, что ошиблись. Спасительная земля оказалась необитаемым островом.

 

28 ноября очередным ураганом пакетбот был сорван с якоря и выброшен на берег. 8 декабря скончался командор Витус Ионассен Беринг. Один за другим умирали мореплаватели. Девять месяцев провели мореходы на суровом острове, борясь за жизнь. И если бы не свежее мясо крупного морского млекопитающего, которое тоже описал Стеллер, и которое назвали потом «морской коровой Стеллера», оставшейся части экипажа едва ли удалось бы выжить.

 

В мае 1742 года они под руководством Вакселя, Овцына и корабельного плотника Стародубцева приступили к строительству одноименного гукора «Святой Петр» из остатков пакетбота. А 13 августа отплыли на Камчатку и в конце месяца благополучно добрались до Петропавловской гавани. Из 77 членов экипажа в живых осталось 46 человек.

 

Впоследствии остров, на котором они провели зиму, был назван островом Беринга. Гукор «Святой Петр» длиной 22 метра, шириной 3, 7 и осадкой 1, 7 метра еще долгие годы служил мореходам-промышленникам и камчатским казакам. По пути, проложенному Витусом Берингом и Алексеем Чириковым, промышленники устремились к берегам Северной Америки. Они открывали новые острова в океане, создавали поселения на Алеутской гряде и Аляске. Русская Америка – так стали называть они эти земли.

 

И вот спустя 250 лет мы пойдем туда по маршруту наших предков. Какие они, эти земли? Сохранились ли там следы их пребывания? Что ждет нас впереди?

 

НА ОСТРОВЕ УНАЛЯСКА

 

Из Авачинской губы, порта Петропавловска-Камчатского, вышли 27 июня 1991 года. Планировали войти в Капитанский (Уналяска) залив, на берегу которого расположился Датч-Харбор, 13-го июля в 22 часа, а заходим ровно на сутки раньше.

 

На границе территориальных вод, у мыса Веселова, нас догнала яхта «Байкал» иркутских яхтсменов. Американского присутствия нигде не видно. В залив вошли парой. Виктор Титов не выпускает из рук микрофона радиостанции УКВ. Твердит в него словно попка:

 

- Датч-Харбор рэдио, Датч-Харбор рэдио! Ит из рашен ет «Тэрпон»! Овэр!..

 

– А в ответ – тишина.

 

Зовем лоцмана на лоцманской частоте... Аналогичный результат. Впрочем, сегодня суббота – выходной день. Елки-палки! У нас бы... не дай Бог, объявись у мыса Маячный американская яхта и доложи, как мы, о своем присутствии – вся б военная эскадра выскочила в море брать в плен «нарушителя». А тут... Никому мы не нужны, никто нами не интересуется. Даже обидно стало.

 

Прошли вглубь залива, вошли в бухту Иллюлюк. «Байкал» обогнал нас и уже стал на якорь напротив входа в гавань Датч-Харбор. Мы подошли к нему и прицепились с кормы (стали на бакштов). Безответные потуги установить связь прекратили, стали озирать окрестности.

 

Бухта Иллюлюк располагается в юго-восточной части Капитанского залива. С востока и юга ее ограничивает берег острова Уналяска, а с запада и северо-запада небольшой остров Амакнак, делящий залив на две части. С северной части острова, от мыса Улатка, ведьменной клюкой спускается до середины бухты узкая песчаная коса длиной 1, 2 мили со светящим знаком Спитхэд на ее южной оконечности. В этой акватории острова и располагается гавань Датч-Харбор.

 

Острова в южном направлении прорезает узкий извилистый проливчик, соединяющий бухту Иллюлюк с бухтой Капитанская. В средней части проливчика образована уютная гавань Иллюлюк. Здесь с острова Амакнак на остров Уналяска перекинут автомобильный мост. Он соединяет жилую часть поселков Уналашка и Иллюлюк с деловой частью Датч-Харбора. По проливчику, по узкому фарватеру под мостом могут проходить только мелкие суда – катера и яхты, которые и отстаиваются в упомянутой гавани, вблизи делового центра. Средние же и большие траулеры в Капитанскую бухту из залива попадают, обходя остров Амакнак с западной стороны.

 

В Капитанской бухте располагаются заводы рыбодобывающих компаний. Самый ее аппендицит – южная часть носит название Порт-Левашов. Такое название этому природному водному закутку дал морской исследователь, капитан второго ранга Гаврила Сарычев по имени описавшего ее ранее Михаила Дмитриевича Левашова. В феврале-марте 1792 года Сарычев обследовал остров, наносил на карту подробные уточнения и составлял «Журнал описи острова Уналяска...». В те годы здесь существовало алеутское селение Тычекала, которое русские называли Веселовским. Сам же Левашов называл ее Гаванью Святого Павла, по имени гукора, на котором прожил здесь голодную зиму с 1768-го на 1769 год, проводя по указу Екатерины Второй картографические работы на Алеутских островах и Аляске.

 

(Продолжение следует.)

 

Геннадий  Струначев-Отрок.

«Рыбак Камчатки», № 35, 31.08.11

http://www.iks.ru/~rybak/

.