Во время рабочего визита в Республику Беларусь губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко посетил «Белорусский автомобильный завод» в Жодино и встретился с генеральным директором предприятия Сергеем Лесиным. Совместно с флагманом белорусского машиностроения планируется реализовать проект по производству карьерных самосвалов на водородных топливных элементах.
 
Между Сахалинской областью и «БЕЛАЗом», который является ведущим мировым производителем техники для горнодобывающей и строительной промышленности, уже налажено сотрудничество. Ведущее угледобывающее предприятие на Дальнем Востоке России - «Восточная горнорудная компания» - использует на месторождениях в Углегорском районе БЕЛАЗы. В арсенале ВГК - более 150 карьерных самосвалов.
 
Теперь планируется обновить автопарк с помощью водородных технологий. Помимо того, что водородное топливо - экологически чистое, оно так же экономически выгодное и энергоэффективное. Оно не дает вредных выбросов в атмосферу и обладает большим запасом хода.
 
- Мы намерены развивать нашу совместную работу. Предлагаем переходить на использование водородных технологий. Для нас это стратегическое направление. На Сахалине уже открыт первый в России водородный полигон. Есть опытные модели Газели и Урала на водородных элементах. Хотим, чтобы на водороде работала и тяжелая техника на угольных месторождениях, - подчеркнул Валерий Лимаренко.
 
В Беларуси была подписана дорожная карта, где обозначены конкретные шаги по реализации создания гибридных карьерных самосвалов на водородных топливных элементах. Подписи под документом поставили представители АО «Новые производственные технологии» (НПТ), Московского физико-технического института (МФТИ), ОАО «БЕЛАЗ» и АО «Русатом Оверсиз» (РАОС).
 
- Сахалинская область - один из важнейших регионов для ОАО "БЕЛАЗ", в котором эксплуатируется техника белорусского автозавода. Смотря в будущее, мы надеемся, что наши инновационные разработки в области использования водородного топлива должны помочь предприятиям Сахалине не только улучшить экологическую обстановку, но и получить дополнительную прибыль, - отметил Сергей Лесин.
 
Проект должны реализовать в несколько этапов. На первом - создадут пилотный образец самосвала «Н2-БЕЛАЗ-ГИБРИД» и инфраструктуру для обеспечения этой машины топливом. Провести испытания планируется на сахалинском месторождении ВГК.
 
Второй этап предполагает создание промышленной инфраструктуры водородной энергетики, включая производство экологически чистого и эффективного топлива. На этом же этапе собираются наладить серийное производство карьерных самосвалов «Н2-БЕЛАЗ-ГИБРИД».
 
По мнению науки и бизнеса, реализация этого проекта может стать ключом к эффективному продвижению водородных технологий в транспортном секторе. Они будут востребованы не только на Сахалине, но и в других российских регионах, которые взяли курс на уменьшение углеродного следа и экологически чистые решения.