А.А. Сутурин (1970-2023)
А.А. Сутурин (1970-2023)
Все сегодняшнее утро у меня не умолкал телефон. Коллеги с нескрываемой горечью сообщали об очередной неожиданной и скоропостижной утрате в наших и без того поредевших рядах - кончине известного хабаровского журналиста Саши Сутурина. Об этом сообщила в своем аккаунте его дочь.  Если мне не изменяет память, то Сашке в феврале сего года исполнилось всего-то 53 года.
 
Я познакомился с ним, по-моему, в годах 2000-х, он тогда участвовал в первом телевизионном,  по-своему уникальном и очень сложном проекте Юльки Вандышевой под названием «Дело номер» в качестве журналиста-расследователя. Позднее ему довелось работать в разных газетах, СМИ, не помню уж в каких.
 
Был он  даже некоторое время главным редактором «Молодого дальневосточника», замечу, довольно неплохим.  Саша сменил много мест репортерской и редакторской работы, получал за свои острые критические материалы немало оплеух от властей, однажды даже хабаровский суд оштрафовал его на 50 тыс. рублей за непримиримую и смелую защиту одного человека.
 
Местная журналистская братия объявила  своего рода «большой сбор», дабы помочь коллеге расплатиться со столь гигантским долгом.
 
Позднее, когда Сашка вынужденно безработствовал, мы нередко, как правило случайно с ним встречались. Я как раз в тот момент уезжал во Владивосток и вынужденно увольнялся с должности главреда издания «Аиф-Дальинформ». Взял да и наобум предложил на свое место Сашу. Не знаю, что там у них за нестыковка произошла с тогдашним директором газеты, но в кресле главреда хабаровского «АиФа» оказался небезызвестный Алексей Романов, которого я тоже туда рекомендовал среди прочих коллег.
 
Но Сашка не потерялся в тогдашней безработной среде и был приглашен вновь на руководящую должность в одно из только что открытых информагентств.  Там он довольно мощно развернулся, запустил в жизнь сразу несколько крупных репортерских и даже исторических проектов, что меня как ведущего единственной на то время культурно-исторических программ на радиостанции «Восток России» не могло не радовать и не вдохновлять на новые  профильные направления и браться за самые сложные краеведческие темы - конкуренция есть конкуренция.
 
Однажды Сашка по большому секрету поделился со мной, что намерен продолжить дело своего отца, с которым меня также свела судьба - Александра Степановича Сутурина - широко известного в крае журналиста-исследователя, выпустившего в 90-е году 300-страничную книгу о сталинских репрессиях  - «Трагедия краевого масштаба».
 
Сашкин отец собрал огромное количество материалов на эту тему и даже выступил с инициативой поставить на месте бывшей хабаровской пересыльной тюрьмы памятник жертвам политических репрессий. В конце концов, такой мемориал возле Института культуры после долгой бюрократической волокиты все же установили.
 
Александр Степанович не успел продолжить свое сложнейшее журналистское очень важное дело по увековечиванию памяти безвинно расстрелянных десятках тысяч жителей Хабаровского края. Он рано ушел из жизни.
 
Александр  Сутурин-младший, видимо, сохранил гигантские архивы своего батюшки, но по каким-то причинам дело отца осталось незавершенным.
 
Сашка ушел от трудного редакторского труда, как я понял, по причине нелегкого заболевания, долго лечился, жил на лекарствах с мучительными процедурами. Одно время он все же находил в себе силы писать в газету «Приамурские ведомости» небольшие материалы на злобу дня.  Я часто с ним встречался в нашем придомовом магазинчике, где его очень любили тамошние продавщицы, уважительно называя Сан Санычем. Всегда интересовался его творчеством и здоровьем, мол, не вижу в последнее время твоих заметок. Он говорил, что был в больнице.
 
Некоторое время Сашка собирал у себя в квартире на улице Лермонтова бездомных кошек и даже вел в интернете соответствующий блог, приглашая хабаровчан к помощи нашим братьям меньшим - этим он, видимо, и спасался от одиночества и разъедающей его смертельной болезни.
 
Как-то в конце осени мне звякнули наши общие друзья и сообщили, что намерены собраться на даче одного из журналистов все, кто имел отношение к тому первому телевизионному расследовательскому проекту - редакторы, журналисты и даже телеоператоры.  Только вот Сашка Сутурин приехать не смог.
 
И вот после нашей недавней встречи я долгое время не видел Сан Саныча в магазинчике и на вопросы продавщиц не знал, что ответить. Сегодня, к сожалению, знал. Видели бы вы искренние слезы этих женщин, которым Сашка был вроде как совершенно чужим человеком. За прилавком лила слезы даже молоденькая директорша торговой точки. Расспрашивали, где и когда похороны, мол, не нужна ли помощь в организации поминок. А я, собственно, ничего и не знаю.
 
Долго искал в своих архивах хоть одну фотографию Саши, увы, ничего не нашел, кроме небольшой невзрачной армейской карточки в его аккаунте. Спи спокойно, дорогой Сан Саныч, как и твой батюшка-тезка!

 
Андрей Мирмович, дачник