Официальные публикации Павла Петровича Попельского в федеральных газетах Хабаровского края
о космических полётах и исследованиях космоса 2019 и 2022

Павел Петрович Попельский Авторское право © 2019 2022

Федеральная официальная еженедельная дальневосточная газета Амурская Заря, Хабаровский край, Россия. Номер 22-28 ноября 2022 года № 47 (6828). Страница 20.

Артемида летит на Луну!

16 ноября в 4.47 утра по флоридскому времени с космодрома на мысе Канаверал стартовала самая большая ракета на Земле с 1973 и 1988 годов, когда ушла в небо последняя ракета «Сатурн-5» и последняя большая ракета - наша «Энергия». С тех пор целых тридцать лет таких масштабных полетов никто нигде не затевал.

Ночью 20 ноября космический корабль «Орион», отделившийся от ракеты «Артемида-1», находился на полпути к Луне. Внутри «Ориона» на креслах перед дисплеями управления прикреплены три манекена — имитирующие мужчину и двух женщин. Манекены одеты в противорадиационные скафандры, но если воздействие космического излучения на мужчин-космонавтов было проверено американскими экспедициями «Аполлонов» 1968-1973, то как будет себя чувствовать женщина на пути к Луне, не знает никто. Дело в том, что третьим членом экипажа в планируемую пилотируемую экспедицию на Луну станет женщина.

22 ноября, когда выйдет «Амурская Заря», «Орион» уже будет над Луной, но прилуняться не станет, нет посадочного блока, корабль совершит витки на так называемой ретроградной окололунной орбите. По ходу полета шла прямая трансляция камерами с борта на соцсети, на телевидение и в ЮТуб, и корабль сам себе делал селфи для постоянного техосмотра! После единственного полета советского автоматического шаттла «Буран», нынешняя миссия на Луну — первый дистанционно управляемый межпланетный пилотируемый корабль в мире.

Пилотируемый «Орион» создан американской компанией «Локхид Мартин» в сотрудничестве с немецким концерном «Эрбас» и французским «АрианСпейс». НАСА всячески ждало помощи Илона Маска с его обещанной суперракетой взлетел из-за аварий, и НАСА вернулось к правительственной компании, как и в 1960-е. Ракета «Артемида-1» американская.

Её старт переносился два месяца по причине ожидаемых президентом Байденом выборов, миссия к Луне давно бы уже слетала и вернулась. Специалисты НАСА в открытую упрекали Байдена в манипуляции готовым стартом лунной ракеты в угоду так нужному электорату.

Но это все уже не имеет значения Потому что долгожданный полет «Артемиды» и «Ориона» — достижение всего человечества. Мы все, и особенно Россия, должны гордиться, потому что именно в октябре 2022 запуску первого спутника в мире исполнилось уже 65 лет! Американцы очень хотели запустить «Артемиду» в октябре к юбилею, и ракету вывезли на старт, и она так и простояла там до нынешнего полета. Этот полет — наше общее коллективное будущее.

Павел ПОПЕЛЬСКИЙ. Фото НАСА

Федеральная официальная еженедельная дальневосточная газета Амурская Заря, Хабаровский край, Россия. Номер 6-12 декабря 2022 года
№ 49 (6830). Страница 20.

Первые фотографии космического телескопа имени Джеймса Уэбба.

Бюджет делить умеют не только у нас. Это блестяще делают американцы. Как писал журнал «Сайентифик Американ», - у нас эта публикация была «В мире науки», - три американских университета устроили позорную драку за миллиарды дотаций. Из-за этих дрязг уже десять лет, как не только до сих пор не построен сверхбольшой наземный телескоп, но с огромным опозданием в восемь лет еле запущен — и то европейской ракетой — готовый еще в 2014-м новый космический телескоп имени Джеймса Уэбба.

Он построен по принципу складывания бумаги «оригами»: развернулся в космосе как бумажный цветок. Листья — защитный экран от Солнца, лепестки — отражающее первичное зеркало наподобие пчелиных сот, пестик — принимающее вторичное зеркало и фототелекамера в нем. Первичное зеркало сделано из чистого золота для идеального отражения космоса.

«Джеймс Уэбб Телескоп» выведен отнюдь не на орбиту вокруг Земли, как телескоп «Хаббл», а гораздо дальше, - аж за орбиту Луны! Это первый окололунный телескоп в истории человечества.

Поэтому сразу же начались проблемы. Золотое зеркало подверглось атаке микрометеоритов и космической пыли. Фотокамера сдвинулась. В результате первые изображения довели ученых до инфаркта. Пришлось с помощью камеры сделать селфи телескопа спереди, затем «Джеймс Уэбб Телескоп» умудрился с помощью искусственного интеллекта и земных программистов починить сам себя, а каждый снимок теперь проходит целых семь фаз корректировки и окрашивания.

И мы открыли для себя новый космос. Он стал неожиданно прозрачнее и чище.

То, что телескоп «Хаббл» снял и принял в 1994 году за «Столбы Творения» всесущего и чуть ли не за Перст Создателя, оказалось растянутыми меж звезд облаками протозвездной пыли, — смотрите первое фото. Теперь нам точно видно, как рождаются звезды, и как появилась наша Солнечная система и мы вслед за ней. Юпитер и Нептун со своими кольцами видны как на ладони. Планеты — гиганты выглядят одинаково, у Юпитера тоже кольцо. Мы отныне можем посмотреть прямо через любую галактику и узнать, что там внутри, а также увидеть внутри далекие планетные системы.

Одинаковый цвет планет — соседей Земли разочаровал: кроме нашей планеты, жизни в Солнечной системе нет. Везде либо камни, либо газ.

Поэтому мы должны беречь наше человечество и даже в белой горячке не допускать третьей мировой войны. Иначе и Земли с нами не будет...

Павел ПОПЕЛЬСКИЙ. Фото НАСА

Федеральная официальная еженедельная дальневосточная газета Наш Город Амурск, Хабаровский край, Россия. №11(393) от 12 марта 2019 Стр. 16.

Стыковка космического Дракона

3 марта 2019 года произошла настоящая революция в космонавтике. Фото, которые вы видите, - это кадры, которые я сделал с прямой видеотрансляции НАСА в ЮТубе.

1. Экипаж Международной космической станции (МКС): американка Энн Макклейн, россиянин Олег Кононенко в центре и канадец Давид Сент-Жак, каждый с флагами своих стран на комбинезонах, приготовились у стыковочного люка к встрече принципиально нового поколения пилотируемого космического корабля.

Это настолько важно, что над люком повесили флаги 15 стран – участниц МКС. В центре - флаги России, США и Канады.

2. И вот «Дракон 2» успешно автоматически пристыковался к станционному модулю «Гармония». Обратите внимание: орбитальную маневрирующую ступень покрывает прямо по корпусу гибкая солнечная батарея. Когда несколько лет назад стыковался грузовой «Дракон 1», солнечные батареи еще крыльями традиционно выступали по бокам.

«Дракон 2» использует изобретение немецких инженеров 2008 года –солнечную панель, которую можно интегрировать даже в стекло и зеркало. Ничего не надо будет вытаскивать за корпус корабля, повышается безопасность. Стыковочный узел прячется в носовом обтекателе, открываемом в сторону на фото при стыковке.

Из больших отверстий на конусе спускаемого аппарата при посадке выйдут опоры, из малых отверстий – тормозная реактивная струя. То есть весь посадочный аппарат – многоразовый корабль.

3. Давид Сент-Жак торжественно открывает люк в «Дракон 2», Энн Макклейн фотографирует его.

4. Олег Кононенко и Давид Сент – Жак входят в новый корабль в специальных кислородных масках, пока атмосфера корабля не стабилизируется с атмосферой станции.

Как вы видите, у «Дракона 2» очень просторный салон на семь членов экипажа с тремя большими иллюминаторами посредине. Слева на кресле не космонавт в скафандре, а манекен, ибо этот полет испытательный.

5. Давид Сент-Жак уже без маски в нормализовавшейся атмосфере корабля монтирует привезенное оборудование. На всякий случай космонавты привязали внутри «Дракона 2» талисман – надувного синего человечка в форме улыбающегося земного шара с ручками и ножками.

Когда я писал эту статью 4 марта, корабль еще был пристыкован к МКС. Для настоящей революции компания Илона Маска «Спейс Икс» и НАСА должны успешно вернуть его на Землю и посадить на четыре опоры на плавучую платформу, потому что «Дракон 2» - еще и первый в истории пилотируемый корабль, созданный на 70% частной фирмой при консорциуме с государством и запущенный частной ракетой «Фалькон 9».

Илон Маск очень рискует - он заявил о сокращении 10% персонала компании, его проекты часто чересчур амбициозны. Но тот, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. К сожалению, наша российская частная космическая компания молодых энтузиастов не нашла финансовой поддержки и вынуждена была объявить в 2018 о прекращении своих исследований.

Проекты новых российских космических кораблей «Клипер» и «Федерация» так и остались проектами, хотя готовились за государственный счёт. Мы продолжаем запускать в космос устаревшую технологию образца 1969 года, забыв опыт «Бурана» и «Энергии», в то время как американцы списали в утиль «Шаттл» восьмидесятых и перешли к легким компактным капсулам двухтысячных годов выпуска. Потому что в Америке нет цензуры уважают свободное мышление, а у нас – сами понимаете...