Сын Василий, внучка Пальмира, глава семейства Артемий Лукашов. ул. Карла Маркса, Хабаровск, 1940 г
Сын Василий, внучка Пальмира, глава семейства Артемий Лукашов. ул. Карла Маркса, Хабаровск, 1940 г
Мы смотрим документальный фильм «День нового мира», хроника 1940 года. По улице Карла Маркса в Хабаровске едет машина с открытым верхом – кабриолет, в ней сидят трое: улыбчивый военный (на груди – орден Ленина, в руках – большой портфель), рядом веселая девчушка и пожилой человек, похоже, очень довольный компанией.
 
«Это я! – узнает себя Пальмира Михайловна, показывая на девочку. – Мне тут 12 лет. А это мой дедушка – Артемий Максимович Лукашов, известный садовод-селекционер, и его сын – мой дядя Василий. Он летчик, приехал в отпуск».
 
Мечты сбываются
 
С большим и дружным семейством Лукашовых мне посчастливилось познакомиться в конце мая, на торжественном открытии после долгой реставрации памятника Артемию Максимовичу Лукашову. Бюст (автор – Юрий Кукуев, реставратор-скульптор – Роман Босов) установили на то же самое место – на его могилу у озера в именном питомнике.
 
Пальмира Михайловна – старшая внучка в семье Лукашовых. Ей 94 года, она живет в Хабаровске и отчетливо помнит своего знаменитого деда.
 
Внучка Пальмира Лукашова
Внучка Пальмира Лукашова
– Он был учителем, преподавал естествознание, с детства мечтал иметь свой дом, участок и сад, – вспоминает внучка. – Эту мечту он осуществил в Хабаровске, куда приехал из г. Мглина Черниговской губернии в 1901 году с женой Полиной (Пелагеей) Львовной (моей бабушкой) и своим первенцем – сыном Борисом. Я помню, как в наш сад приходили ребята со школы – их приводили учителя – и дедушка рассказывал о своих деревьях... А вообще, Артемий Максимович был бессребреник, толстовец, деньги частенько раздавал. Все, что у него было, вкладывал в сад и старался всем помочь. Не пил и не курил, как все в нашем семействе...
 
Артемий Лукашов (1870–1942) – первый селекционер плодовых культур на Дальнем Востоке, создатель культурных районированных сортов груш, объединенных общим названием «лукашовки», основатель и директор первого на Дальнем Востоке плодово-ягодного питомника в Хабаровске. Вывел пять сортов слив, семь сортов груш и один сорт абрикосов. Сорт груши «тёма» (первоначальное название – «тэма») в советское время занимал до 50 и более процентов всех плодовых культур в плодосовхозах и плодопитомнических садах в Приморском и Хабаровском краях! Лукашова за глаза называли дальневосточным Мичуриным. Он ведь с ним не только переписывался (И.В. Мичурин даже заступился за него в газете, указав, что «недооценка работ А.М. Лукашова есть преступление»), но и встречался – в 1934-м.
 
– Всесоюзный селекционер Мичурин отправлял Лукашову посылки с саженцами, – рассказывает правнучка Артемия Максимовича Ольга Ильинична Басова. – Я знаю, что он прислал в Хабаровск 100 черенков белой смородины. Перезимовал из них только один, но от этого куста пошла вся белая смородина на Дальнем Востоке.
 
По ее словам, прадедушку она не застала, а вот прабабушку помнит. Жили Лукашовы тогда всей семьей в Хабаровске, в двухэтажном доме по пер. Лукашова, 9 (бывший пер. Рафаиловский). В 1964 году это здание снесли, там теперь построен детский сад №82 с адресом: ул. Пушкина, 47а. Сам переулок застроили, а фруктовый сад жил еще долгое время...
 
Губернатор Гондатти
 
Супруга Полина Лукашова
Супруга Полина Лукашова
В 1950 году вдова Лукашова Полина Львовна надиктовала своей дочери Лидии воспоминания о своем житье-бытье: «В 1910 году к нам зашел старичок-инспектор и почему-то завел со мной разговор об Артемии Максимовиче. Он сказал, что хочет назначить супруга инспектором школы. Я, зная мужа, с его идеями и работой по садоводству, испугалась повышения и просила не делать этого, так как он в канцеляристы не годится. Инспектор уважил мою просьбу, но все-таки представил его к награждению орденом Св. Станислава III степени (1913). Этот орден был отдан мной в фонд обороны Родины от немцев в 1942 году, он был сделан из серебра и украшен золотом...
 
В 1914 году началась Первая мировая война, но для нас, живущих так далеко от театра военных действий, она была не очень чувствительна. А вот другая война с недругами мужа для нас была очень ощутима. На него шли доносы высшему начальству, и дело дошло до тогдашнего Приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти. Решено было выселить Артемия Максимовича в Благовещенск. От меня муж скрывал все передряги в школе, а тут, придя домой, сказал, что жизнь его уже закончена, он этой переброски не перенесет... Начал просить меня, чтобы я пошла к губернатору с его прошением... Бросить свой дом, нажитый таким тяжелым трудом, было совершенно немыслимо.
 
Губернатор вышел в коридор, где его ждали просители. Когда дошла очередь до меня, я назвала свое имя. Он сказал: «А, знаю, знаю». Я подала ему прошение мужа, но губернатор даже не взглянул на него и промолвил: «Так знаете, его дело такое вопиющее! Он приходит на уроки совершенно пьяный». У меня глаза наполнились слезами: «Я у вас ничего не прошу, а только дайте очную ставку с тем человеком, который так сказал на него. Это все клевета. Муж мой в жизни не пил ни вина, ни водки и даже не курил!» Я, чувствуя, что совершенно разрыдаюсь, повернулась и, даже не сказав до свидания, ушла.
 
Это дело с переводом мужа так и кануло в вечность. Никто его не вызывал и не допрашивал больше. Жизнь шла своим чередом. После того как мужа не стали беспокоить на педагогической работе, он с еще большим рвением принялся за свое любимое дело – сад...»
 
Высокая награда
 
Семья Лукашовых
Семья Лукашовых
В 1939 году Артемий Лукашов был награжден большой серебряной медалью ВДНХ «Передовику социалистического сельского хозяйства». Тогда плодово-ягодный питомник в Хабаровске, директором которого стал (по рекомендации вице-президента Академии наук СССР, председателя Дальневосточного филиала АН СССР Владимира Комарова) Лукашов, был представлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. С помощью Полины Львовны Лукашов замариновал лучшие плоды, приготовил компоты, варенье и все это передал агроному М.Е. Панченко, делегированному на выставку от края.
 
Как потом рассказывали, хотя для хабаровских образцов выделили всего одну полку в углу павильона, они привлекли внимание сведущих людей. О работах Лукашова расспрашивал ученый Н.Н. Тихонов, который впоследствии возглавил на Дальнем Востоке научно-исследовательские работы по плодоводству и селекции.
 
В конце жизни наш Мичурин получил заслуженное признание как селекционер, а его сортовые деревья разъехались по всей стране. А во время войны питомник им. Лукашова снабжал фронт сухофруктами.
 
Константин Пронякин
«Приамурские ведомости», №23
 
Кстати
Всего у Лукашова было шестеро детей – четыре сына и две дочери. Владимир умер в младенчестве. Борис стал военным врачом. В 1937-м его расстреляли как врага народа, потом реабилитировали. Михаил выучился на учителя географии. В 1945-м, после освобождения Сахалина от японцев, был назначен первым директором областного музея. Василий (тот самый, с кадров кинохроники – орден Ленина он получил в 1936 году за изобретение авиатренажера по наземной тренировке, которым пользуются до сих пор!) – летчик-орденоносец. Погиб на Великой Отечественной войне в 1943-м. Дочери – Лида и Ольга.
 
Пальмира Лукашова – дочь Михаила долгое время преподавала английский язык в школе. Родители, будучи по работе на Камчатке (она там и родилась), назвали ее в честь далекого Ленинграда, который поэтически слыл Северной Пальмирой. А уже ее имя дедушка дал сразу двум сортам груш – собственно «пальмира» и еще «внучка».
 
Вообще, все выведенные сорта плодовых деревьев получили женские имена членов его семейства. А вот с мужскими дело не пошло, за исключением сорта груши «тёма», названного в свою честь (Артемий – Тёма). С яблонями, которым обычно давали такие имена, надо было долго работать, а первоначальные результаты принесли кислые плоды. Поэтому сыновья в сортах плодовых деревьев, увы, не увековечены.