Очередные гастроли первой половины 2021 года после жёстких карантинных мер состоялись в нормальном режиме и продолжались три месяца. Перед стартом основных выступлений я сперва съездил в конце марта во Владивосток и первого апреля двинул на запад из Хабаровска. Вернулся только 3 июля.
 
В данный заезд я планировал посетить новые для себя места с надеждой встретить там нужного зрителя и сделал упор на наукограды нашей страны. В процессе зондирования почвы в наукоградах действительно обнаружился повышенный интерес к моему предложению, но в дальнейшем, к сожалению, результаты выступления в этих местах скорее разочаровали. Наукограды давно растеряли свой научно-инженерный потенциал и сейчас в плане менталитета населения ничем особо не отличаются от прочих небольших городов - одно название от них осталось. Исключение - г. Дубна в Подмосковье, где я выступал в 2019 году, и куда меня зовут ещё несколько проживающих там человек.
 
Я много чего планировал, начиная ещё с прошлого года, и закидывал удочки в самые разные места: на Алтай, в Хакасию, даже в Тыву. Но поскольку время у меня было ограничено, а география предстояла большая, пришлось что-то выбирать. Тыву, Хакасию пришлось отложить. Алтай - только Бийск. Приоритет - подмосковные наукограды. И зря, как оказалось. Лучше бы погрузился глубже в Алтай, а с "наукоградами" вообще бы не стал связываться.
 
Вот хронологический список посещённых мест и городов, начиная с 1 апреля, где были запланированы выступления: Благовещенск, Чита, Улан-Удэ, Байкальск, Иркутск (провал), Красноярск, Томск (провал), Новосибирск, Академгородок Новосибирска, Бердск, Бийск, Омск, Екатеринбург, Ижевск, Сарапул, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Москва, Фрязино, Жуковский, Обнинск (провал), Калуга, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Воронеж, Саратов, Сергиев Посад, Курск, Трезвый сход путешественников во Владимирской области, Пермь, Тюмень, Академгородок Новосибирска, п. Ложок под Новосибирском, Кемерово, Красноярск, Иркутск. К сожалению, случались организационные провалы, как и в прежние заезды. Связано это с тем, что я ошибался в выборе людей, но никак не с самим городом. Совершенно не ожидал провалиться в Томске - город с развитым образованием. Но эта неудача, я надеюсь, никак не должна повлиять на будущие визиты в Томск. Одна неудача в каком-то месте - ещё не правило.
 
Особых аншлагов не было. Всё проходило достаточно скромно. До сих пор аукается пандемия - явка сильно страдает. Но удачность тех или иных выступлений я оцениваю по тому, насколько тёплая обстановка была на концерте, и насколько внимательно слушали зрители. В этот раз меня особенно порадовал Академгородок Новосибирска, в котором я выступил дважды - по дороге туда и обратно. Хорошие встречи также прошли в Казани (где я в первые заезды несколько раз обломился в 2019 году), Улан-Удэ, Курске, Москве.
 
По какой-то причине стали меньше жертвовать. Хотя я бы не сказал, что качество выступлений упало, судя по откликам и реакции в целом. Зато стали покупать книги, поскольку они у меня теперь появились - это во многом обеспечило сборы.
 
Щедрый приём состоялся в Бийске, наукограде на Алтае. Алтай - место особое. Приятная встреча с этим местом произошла ещё на подъезде к городу. Какой-то молодой человек мне подарил небольшую банку мёда и пакет иван-чая перед высадкой из вагона. Мы с ним не знакомы. Я сел в поезд поздно вечером, и приехали мы рано утром. Он мне разок помог при посадке закинуть рюкзак на верхнюю полку - всё наше знакомство. А утром презентовал мне травяной чай с мёдом - стратегические продукты, которые я потребляю постоянно.
 
Бийск запомнился особо, хотя нет ничего особенного в этом городе. Поскольку я выступал не где-то в кафешке, а в рериховском центре, то и подход к мероприятию был не такой, как везде. Заведующая центром женщина происходила из научных кругов, которые в советское время здесь двигали секретную промышленность. Но поскольку с тех пор времена сильно изменились, то пришлось ей переквалифицироваться с инженерных дисциплин в духовные науки. Время загадало интересную загадку: что является истинно важным для общества, и что более ему не хватает - заводов, ракет или духовного наполнения? Рано или поздно данный вопрос бы встал перед людьми.
 
По той же причине и я постепенно свернул с инженерной колеи в искусство. Мы нашли общий язык с заведующей. Человеком она оказалась щедрым и удивительной души!
 
Встречу со зрителями мы запланировали так, что первый час я должен был только рассказывать, а потом полтора часа петь песни. Я ни разу ещё не пробовал себя в роли докладчика, но, как оказалось, я могу говорить час спокойно без специальной подготовки. Мои публикации в сети и работа над книгой сами по себе дают нужную готовность, чтобы просто рассказывать - было б о чём. К слову, потом в Москве на квартире у путешественника Кротова я проводил встречу, на которой говорил уже два часа - можно становиться лектором.
 
После концерта в Бийске мне показали город и свозили в одно место - историческое двухэтажное здание посреди частного сектора, которое местные культурные активисты выпросили у администрации, чтобы его не сносили. Реставрацию они проведут сами. Им дали добро. Сейчас внутри наведён порядок, и само место стало уютным гнездом для общения и реализации творческих идей. За чаем мы поговорили.
 
Такие места имеют особенную атмосферу. Это подобно нахождению в культурном пространстве, набитом всевозможным антиквариатом, но в данном случае в качестве антиквариата выступало само здание.
 
Первое выступление в Академгородке Новосибирска прошло в баре под названием "PSYNO". И хотя данное место представляет собой обычный пивбар, куда бы я не стал соваться, но сама его дислокация в "академе" положительно влияет на публику. Слушали неплохо даже те, кто слегка "тяпнул". Слушали абсолютно всё. Я хотел сократить программу, но по просьбам зрителей продолжил и играл в общей сложности два часа. Один человек на следующий день даже приехал в соседний Бердск, чтобы купить у меня книгу, так как в "псине" у него не было с собой нужной суммы. Диалог со зрителем был довольно активный на разные животрепещущие темы. Оставался запрос на самое наболевшее.
 
Песню "Она напилась таблеток" я избирательно включаю в репертуар. Исполняю далеко не на всех концертах, а только в том случае, если вижу настоящий интерес у людей. Это довольно рискованная песня, и она же иногда становится первой по зрительским симпатиям. Из такой же рискованной группы песни "Они топчут любовь" про уход из жизни и "Стары" по роману Достоевского "Униженные и оскорблённые" - всё про неизбежное и мало приятное. Их тоже отмечают особо, либо просто покидают зрительный зал - смотря для кого петь.
 
Я поехал в тур с очень сырой недоделанной программой и поначалу играл прошлый материал "Длинные тени в полдень". Требования к музыке (которые я сам же себе ставлю) настолько выросли, что я не мог давать прежнего результата. Передо мной готовые тексты, а с музыкой завис капитально. Только на обратном пути я стал играть новый материал более-менее законченно и отрепетированно, для которого в дороге записал демо-версии. Новая программа включала всего три новые песни. Поначалу нещадно корил себя за низкую производительность, но когда записал демо "В неприступных кулуарах", обнаружилось, что длительность композиции - 9 минут. Сойдёт за три песни - решил и успокоился.
 
Песню "В неприступных кулуарах" про Чертополоха, вымышленного фронтмена популярной рок-группы, я сперва играл до того места, до куда у меня была написана музыка. Оставшийся текст просто зачитывал. Но эта вещь всё равно кое-где лидировала по зрительским симпатиям.
 
В этот заезд случилось и чем-то переболеть под Москвой. Вряд ли это был новой коронавирус - отсутствуют характерные симптомы. Впрочем, кто его знает... Напугал хозяев, у которых на тот момент завис, - мол, принёс заразу в дом. Но я полаю, заразился от них же - хозяин отходил и сопливил, когда я к ним заехал. Сам я недолго провалялся - за полторы суток отошёл без последствий. Как обычно, помогла голодовка. Но пришлось перенести один концерт.
 
Прошло больше года с начала пандемии. Много людей тяжело переболело, и, к несчастью, много умерло. За весь этот период я чем-то недомогал в сумме по времени гораздо меньше, чем до пандемии. Путешественник Антон Кротов прошлой весной нюх терял - весь его коронавирус. Активные путешественники в целом болеют гораздо меньше, и новый коронавирус никак их не останавливает в проведении своих трезвых сходов, которых в этот год запланировано около десятка по всей стране.
 
Я сейчас стараюсь придерживаться правила - ни дня без физ. нагрузки. Постоянно двигаться и таскать в дороге всё своё имущество - обычное дело. Если переезд сегодня не намечается - забег по городу. Если предстоит более суток ехать поездом - занятие эспандером. И так регулярно на протяжении нескольких месяцев путешествий.
 
Личная борьба с коронавирусом - постоянная профилактика. Всё по формуле Порфирия Иванова: холод, голод, движение.
 
С холодом в этот раз даже "подфартило" неожиданно. Я выезжал на запад, и было довольно тепло для начала апреля. Но с постепенным продвижением к Москве почему-то всё больше холодало: вот уже опять в снега заехал в центральной Сибири, а в Новосибирске температура ночью опускалась до минус 10. Такое было ощущение, что не весна, а осень, и уже скоро надо ждать настоящих морозов. Середина апреля. Я с собой тёплой одежды не брал вообще никакой. Но ближе к Уралу снег закончился, и весна взяла своё - можно опять переобуваться в сандали, в которых стартовал из Хабаровска.
 
Кто-то иной раз скажет, что мне просто повезло, если я не заболел ещё. Если действительно мне повезло, то просто невероятно! Я передвигаюсь в основном поездами в плацкартных вагонах. По городам езжу в основном на городском общественном транспорте. Всё это плотно набито пассажирами, и там мало кто носит защитные маски (в поездах вообще никто). Сколько раз я подхватил коронавирус за всё время? Раз двадцать, наверное. А почему не заболел - он на меня не действует. Так же как не действует на детей, которые переносят бессимптомно. По этой же причине мне и вакцинироваться нет смысла (если только без вакцины не будут пускать за рубеж).
 
Трезвый сход путешественников во Владимирской области, на который я заехал прямиком на машине из Курска, прошёл в приятной обстановке. Там основные люди уже для меня все свои, большинство из которых не видал два года. Жалею, что не добрался до схода в 2020 году - очень сложный был год.
 
Но теперь традиция Трезвых сходов уверенно двигается на восток. В августе мне довелось быть местным организатором Хабаровского трезвого схода, на который приехали гости из разных уголков страны. Приехали и те, с кем пару лет ранее плотно подружился, и новые друзья. Расстояния стали сокращаться, и славно! Проще стало встречаться с друзьями. А что ещё надо?
 
Когда двигался обратно, заканчивая гастроли, я присоединился в Иркутске к группе активных людей, которая ездит по выходным в автобусные туры. Я проводил для них беседу и пел песни. Мы ездили на Байкал: ходили на гору и в лес по туристическим маршрутам. Посетили там некоторые местные достопримечательности. Одна из них - камень исполнения желаний. Причём там три таких камня: мужской, женский и детский.
 
Мои спутники поинтересовались, загадал ли я желание. Но я обнаружил вдруг, что мне нечего загадывать. Я почувствовал себя героем из фильма "Сталкер", стоящего на пороге заветной комнаты. А зачем мне входить в комнату? Зачем мне быть осчастливленным? Кажется, у меня и так всё есть, что мне сейчас нужно. Что-то ещё в моей жизни меня только обременит. Чего мне ещё надо? Более лёгкой ноши? Сказано в одном наставлении: проси крепких плеч. Каких-то людей долгожданных встретить, наконец? Так всему ж своё время! Нетерпеливый я. А вообще, каждому дано испытаний по силам, а наград по заслугам - так осуществляется развитие. В общем, подумал, подумал я и ушёл восвояси. Интересный был опыт.