Пилотный тираж привлек всех, кому довелось взять в руки книгу. От курсантов хабаровской кадетской школы №1 им. Ф.Ф. Ушакова до офицеров-подводников Санкт-Петербурга. Между прочим, в этом городе в далеком 1718 году плотник Ефим Никонов предложил Петру I «потаённое судно» - шестиметровую бочку из смолёного дерева. Без малого два века миновало, прежде чем Российская империя обзавелась собственной подводной лодкой. «От того экипажа, - замечает автор, - начался отсчет своеобразного рыцарского ордена, особой касты подводников».
«Дельфин» - первенец российского подводного флота. |
|
В центральном отсеке ПЛ проекта 641. |
|
ПЛ «Комсомольск-на-Амуре». |
|
Обстоятельно представлен в книге подводный флот советской эпохи. Одним из городов, где он строился, был Комсомольск-на-Амуре. Поразительна судьба легендарного подводника Александра Маринеско, потопившего самый крупный лайнер фашистской Германии, объявленного личным врагом фюрера. Послевоенная жизнь офицера сложилась не лучшим образом: он был этапирован в Ванино, где о его пребывании напоминает памятный знак.
Впечатляют кадры, снятые на учениях, которые проходили у берегов Камчатки. Вот атомная субмарина на высокой скорости разрезает морскую гладь, утопая в пенной массе. Вот строевой смотр бригады подводных лодок - заснеженный плац, черные шинели, развевающийся на ветру флаг ВМФ.
На одном из снимков можно узнать будущего автора книги главстаршину Кузнецова, вернувшего из автономного плавания, которое продолжалось три месяца. Впрочем, ему довелось носить на погонах не только лычки, но и звездочки. «Трогаю потускневшие поручни вертикального трапа, когда-то до блеска отшлифованные мозолистыми руками. Сколько раз я скользил по нему, выполняя команду: «Все - вниз!», - пишет он. - А здесь, в каюте, напоминающей купе вагона, был мой диванчик - спальное место. А там, за дизельным отсеком, мой - электромоторный, где проходило основное время службы…»
В этом отрывке не столько ностальгия, сколько осознание того, чтобы было в жизни поворотным, основополагающим. Владимир Афанасьевич не скрывает, что его, призывника из города Свободного, успевшего обзавестись навыками электрика, служба кардинально поменяла, существенно прибавив профессионализма, ответственности, веры в себя. Полвека назад он уволился в запас, но душой остался на подводном флоте, следя за происходящим там, сопереживая неудачи, гордясь успехами.
Его рассказ о подводном флоте XXI века - это не компиляция, а осмысление достигнутого, заинтересованное и поучительное. Не прошли мимо внимания «Юрий Долгорукий», прочие подводные крейсеры «княжеского семейства», а также «Северодвинск», «Красноярск», другие корабли проекта 885М, получившие названия городов, оснащенные электронными системами. И, конечно же, «Хаски» - субмарина пятого поколения.
На обложке книги обращает на себя внимание ссылка - «Библиотечка патриота». Похоже, Владимир Афанасьевич решил последовать примеру изданий, которые он представлял. «Комсомольская правда» и «Огонек» издавали свои библиотечки, другими словами, серии книг, которые находили своего читателя. Что подвигло взяться за очевидно неприбыльное дело?
- Министерство обороны создает в крупных городах, в том числе Хабаровске, парки «Патриот». Открываются кадетские школы и классы. И я решил принять посильное участие в военно-патриотическом воспитании. Материалов на эту тему в моём фотоархиве, не говоря уже о записных книжках, достаточно, - поясняет Владимир Афанасьевич.
Правда, книга о подводном флоте - результат усилий его одного. Причастные к воспитанию подрастающего поколения лица, юридические и физические, склонны видеть в Кузнецове просителя - и только. Они заблуждаются: им движет не личный, а государственный интерес.
Михаил Карпач.
Фото из книги «От смолёной бочки до невидимки «Хаски».