Н.А. Римский-Корсаков. Боярыня Вера Шелога. Опера в одном действии
Н.А. Римский-Корсаков. Боярыня Вера Шелога. Опера в одном действии
16 и 18 ноября в Магаданском музыкальном и драматическом театре прошло два премьерных показа одноактной оперы «Боярыня Вера Шелога» Н. Римского-Корсакова.
 
Без преувеличения - это знаковое событие не только для культурной жизни Магадана, но и для всего российского театрального пространства.  
 
В последний раз полноценная опера на легендарной Магаданской сцене, где служили такие мастера, как Юрий Кольцов (Розенштраух), Георгий Жженов, Вадим Козин, Эдди Рознер, Нина Гамильтон, Александр Демич, Галина Ветрова, Василий и Вера Шухаевы, Елена Негина и многие другие театральные величины, была поставлена почти 80 лет назад, в 1945 году! И поставил ее репрессированный режиссер, ученик великого Всеволода Мейерхольда Леонид Варпаховский.  
 
По воспоминаниям исполнительницы главной партии Виолетты Иды Зискин (будущей жены Леонида Варпаховского), поначалу Леонид Викторович отнесся к затее постановки «Травиаты» Дж.Верди, как к бреду, и даже разозлился, когда у главного дирижера театра Конака Новогрудского возникла такая идея. Всерьез о постановке будущий известный режиссер задумался только тогда, когда проходил мимо девушки, прислонившейся в фойе театра к колонне и исполнявшей отрывок из «Травиаты». Это и была Ида Зискин. Леонид отчаянно влюбился и впоследствии навсегда связал с ней свою жизнь.  
 
Начали репетировать вчерне, как бы шутя. Без хора, без оркестра. Проблема отсутствия хора вскоре решилась - в августе 1944 года на Колыму был этапирован почти в полном составе Государственный художественный ансамбль Эстонской ССР. Дирижировал оркестром Петр Ладирдо.      
 
Позже Ида Зискина писала о премьере «Травиаты» так: «Наконец, премьера. Успех был оглушительный. Меня и Варпаховского на руках отнесли со сцены на второй этаж и без конца качали. У меня просто закружилась голова. Через несколько дней Никишов (начальник Дальстроя) в своей ложе с генералами слушал спектакль и говорил свите: «Здесь недавно были белые медведи, а теперь мы оперу слушаем». Мы были награждены грамотой с изображением Сталина, а режиссер-постановщик Леонид Варпаховский - снижением срока на полгода. «Советская Колыма» 31 марта 1945 года напечатала рецензию на «Травиату». Похвалила всех, правда, по именам никого не назвала: ни режиссера, ни артистов - заключенные же!».  
 
Неслучайно мы так подробно остановились на истории создания первой колымской ласточки - оперы «Травиата». Ведь режиссер-постановщик спектакля «Боярыня Вера Шелога» Андрей Цветков-Толбин посвятил ее Леониду Варпаховскому. Таким образом, теперь обе постановки связывает та тонкая нить театральной истории, которая, надеемся, теперь уже не прервется. В Магаданском театре появились новые молодые талантливые исполнители, благодаря которым и удалось осуществить эту постановку.  
 
Андрей Цветков-Толбин был приглашен Магаданским театром по инициативе главного режиссера музыкального театра, заслуженной артистки России Марии Леоновой. Андрей окончил мастерскую Г. П. Ансимова, Мария - мастерскую Г.Г. Исаакяна), оба они – выпускники ГИТИСа. Таким образом, продолжается творческая связь поколений, школ, эпох.  
 
Андрей Цветков-Толбин - российский актер музыкального театра и кино, режиссер-постановщик, солист Большого театра России, победитель Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано опера» (2015). Андрей Александрович известен по таким постановкам, как ревю «Монолог женщины» на музыку советских композиторов по поэме Р.Рождественского (2013), опере-танго А. Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса» (2014) в рамках проекта «Открытая сцена», водевилю «Беда от Нежного сердца» В.Сологуба (2014), моноопере М.Таривердиева «Ожидание» (2015), опере Дж. Менотти «Телефон», опере-оратории «Бабий яр» (2016) Д. Кривицкого, рок-опере «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, который  получил диплом международного музыкального конкурса-фестиваля «Новый звук. Шаг1» за современное прочтение оперы и другим. Режиссер отличается глубоким видением материала, бережным отношением к музыке, вниманием к деталям.  
 
И вот спектакль «Боярыня Вера Шелога» в Магадане.  
 
Все действо происходит в непривычной для артистов музыкального театра обстановке - на Малой сцене, где зритель находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Впечатляет сценография спектакля, выполненная художником-постановщиком Станиславом Ивановым, в которой режиссер продумал все мелочи. Красное, золотое, черное обрамляет боярские чертоги и погружает зрителя в особое историческое пространство. Хочется отметить и выдержанные в едином стиле костюмы исполнителей,   которые покоряют своей метафоричностью и символизмом.  
 
Андрей Цветков-Толбин и Мария Леонова с артистами и творческой группой спектакля «Боярыня Вера Шелога». (нажмите, чтобы увеличить)
Андрей Цветков-Толбин и Мария Леонова с артистами и творческой группой спектакля «Боярыня Вера Шелога».

 
Оркестр Магаданского театра под управлением Руслана Козовчинского достойно исполнил эту оперу-пролог к «Псковитянке», вызвав на поклонах горячие овации и крики «браво» у публики.  
 
Несмотря на замкнутость и ограниченность пространства, в спектакле использовано много технических средств, работающих на общий успех. Художник видео-арта Александр Тучков создал очень интересный видеоряд, который погружает зрителя в атмосферу времен Ивана Грозного.  
 
В премьерных показах задействовано два состава исполнителей. Главную партию Веры Шелоги великолепно исполняет лауреат международных конкурсов Наталья Нерчевская, которая, несомненно, обладает, помимо отличных вокальных данных и особым драматическим талантом. Ее исповедь поражает глубокой психологичностью, а сыгранный образ врезается в память.  
 
Партию Надежды, сестры Веры уверенно исполняет в одном составе лауреат международных конкурсов Галина Манаева, в другом - прекрасная начинающая актриса Наталья Коваль. Роль мамки Власьевны играют Дина Богатырева и Ольга Хлебникова, каждая являет собой добродушную, но надежную защитницу сестер.  
 
Абсолютно демоническим, реально внушающим страх предстает перед зрителем боярин Иван Шелога в исполнении Павла Бедарева, который выступает в постановке и ассистентом режиссера. И практически бессловесная, но тоже значимая роль досталась молодому артисту Константину Благинину, исполнившему роль князя Юрия Токмакова.
 
Ассистировал солистам хормейстер Магаданского музыкального театра, лауреат Всероссийского конкурса, выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова Ильдар Ишбердин.  
 
Отмечу, что для большей части исполнителей оперное пение стало дебютом в творческой биографии. Но здесь мы увидели именно прекрасный актерский ансамбль, подаривший зрителям незабываемые эмоции - радость, сопричастность, катарсис.          
 
«У Господа и слезы на счету», - поет Надежда. - «Не страшен страх, а страшен грех!», - отвечает ей Вера». Великолепная музыка вместе с трагическим текстом буквально потрясает зрителя от начала и до конца оперы.                
 
У истинных ценителей искусства спектакль вызывает самые положительные, радостные, добрые впечатления - от того, что молодые артисты со своими красивейшими мощными голосами могут расти и развиваться именно на таком материале. От того, что наш театр живет, он идет вперед, у него есть инструменты и исполнители, и это рождает оптимизм и веру в его будущее. Спасибо всей творческой группе за такую постановку. И как сказал родитель этого спектакля, режиссер Андрей Цветков-Толбин: «Опере на Колыме быть!».
 
Наталья Алексеева
Фото автора.