Подошла к концу школьная пора, начались экзамены, последний звонок, школьная практика. Проводить концерты в школах в данный период стало невозможно. Вариантов стало меньше - пришлось обзванивать сельские ДК. В этот заезд я выбрал направление северного БАМа и район Полины Осипенко - более отдалённые и сложные места, чем езжу обычно. В труднодоступных сёлах легче собрать народ. Хотел начать с посёлка Хурмули, в котором пробовал неудачно выступить осенью прошлого года. Я хотел ещё раз туда приехать - просила школьница, которая была на прошлом концерте. С Хурмули не вышло - Дом Культуры в аварийном состоянии на неопределённое время. Но был ещё один концертный вариант - посёлок Домостроительный завод (ДСЗ), расположенный в 9 км. от Хурмули. Школьница из Хурмули обещала приехать.
 
Посёлок ДСЗ находится в плачевном состоянии, судя по тому, что руководитель клуба попросила не устанавливать плату за вход. Но меня ещё ожидал сюрприз, когда я по приезду увидел реальную картину разрухи. Когда только планировал поездку, ожидал увидеть маленькую школу. Интересно, сколько там учеников? Есть ли сейчас внеклассные занятия? Идут ли экзамены? Можно ли каким-то образом объявить школьникам в начале июня? Но когда всё было уговорено, и я уже собрался ехать, работница ДК сказала, что нет у них школы. Это обстоятельство усложнило задачу проведения анонса. Придётся положиться на работников клуба, что они всё сделают, всех позовут, но это чистый расчёт на удачу. Со своей стороны я могу только обойти весь посёлок, поговорить со случайными людьми, с молодёжью, кого там встречу, и самому позвать на концерт.
 
Приехал в Хурмули автобусом с вокзала Комсомольска-на-Амуре. Меня встретила директор клуба ДСЗ, которая сама проживает в Хурмули. Мы дождались её мужа и выехали. Приехали скоро. На первом повороте она показала рукой в сторону и сказала: "Вот это была раньше школа." Стоит двухэтажное кирпичное здание без окон. За разноцветным забором ещё сохранились детские домики, грибочки. Только самих детей нет. Их вообще мало в посёлке. Они сейчас все учатся в Хурмули. Многие туда переехали.
 
Фактическое население посёлка чуть более трёхсот жителей. Но раньше было намного больше. Здесь была промышленность: леспромхоз, завод по производству стройматериалов, зона строгого режима. Сейчас посёлок окружён кирпичными развалинами, которые постепенно разбирают и растаскивают.
 
Директор клуба говорит, что сама она здесь жила всегда. Раньше был нормальный посёлок. Сейчас все отсюда уезжают. Раньше не было столько пустырей - то были раньше дома и приусадебные участки. Сейчас - пустыри.
 
Вовремя я стал делать видео-репортажи. Про ДСЗ получился неплохой выпуск с музыкой для фильма ужасов.
 
Оставшиеся жители ругают власти. Для них теперь прибавились проблемы: работы нет, автобус редко ходит. Ещё время такое - огород. Только трудом на земле выживать и спасаться.
 
Прогноз слабый. На улицах безлюдно. Ветер шумит лесом, который в обозримом будущем, возможно, поглотит сперва кирпичные руины, а потом и весь погибший населённый пункт. Природа возьмёт своё. Меня предупредили об опасности встречи с медведями, которые в тёмное время суток могут выходить на дороги. Одного школьника на велосипеде год назад уже покусал медведь в этих местах.
 
Из трёх двухэтажных кирпичных домов в центре посёлка уцелело одно, в котором разместились несколько учреждений, включая приспособленное помещение для проведения культурных мероприятий. Жители посёлка сами поддерживают свой клуб в хорошем состоянии. В наличии есть проектор, который они приобрели на свои деньги.
 
На концерт пришло всего чуть более десятка человек. Были в основном взрослые люди, включая бабушек, и несколько школьников. Но результат был хороший. Спустя час, 20 минут осталось людей примерно столько же, сколько было в начале. Это не частая ситуация, чтобы все люди досиживали до конца, проявили внимание и участие, отвечали и задавали вопросы. Люди склонны вдаваться в поиски, когда их в чём-то постигло разочарование. А когда всё благоустройство жизни разваливается на глазах, невольно возникают вопросы: "Зачем? Почему? За что?" И если в это время человек не спивается, то он начинает более серьёзно смотреть на вещи. И на таком концерте он хочет услышать ответы на свои вопросы.
 
Если человека не коснулся кризис, то зачастую он и не пожелает знать, что где-то неподалёку кризис есть. Пока пишу этот очерк, вышло подтверждение: мне позвонили из Биробиджана, куда я планирую ехать в ближайшее время, и попросили убрать из заголовка афиши "По нищим сёлам", исключить из концерта одноимённую песню, кабы выступление на открытой сцене не вышло провокационным, порочащим наше государство. И неважно, если в 50 километрах от Биробиджана умрёт ещё одно какое-нибудь село - об этом слышать не хотят. Разве это наша проблема? Своих забот хватает. А оно там пусть лучше сгинет вместе с людьми, чтобы государство не порочили.
 
Школьница из Хурмули в этот раз приехать не смогла, хотя сама она родом с Домостроительного завода. Ей недавно исполнилось 15. Про неё можно сказать, что она очень весёлый, открытый и добрый человек с красивой душой. Однажды дал ей контакты Андрея Еремеева, героя фильма "Как хорошо на свете жить", который подолгу сидит взаперти в психоневрологическом интернате и редко с кем имеет возможность нормально общаться. После недолгой переписки с ним она написала мне: "А Андрей - красивый!" Иногда пишет мне про какую-нибудь свою подругу, какая она красивая. А иногда о проблемах своих расскажет. Хотя не унывает вообще.
 
Когда она находилась в зале на концерте осенью, я плохо её запомнил - проектор глаза слепил. На фото в социальной сети она всегда с толпой подруг, и по этой причине даже получилась неловкая и забавная ситуация, когда я поначалу её долго путал с её одноклассницей. Это такое странное ощущение, когда переписываешься с одним человеком, а внешний образ совсем другой, и одно с другим не клеится. Только спустя месяца три до меня дошло, кто она из них.
 
На концерте присутствовал 30-летний парень, который плотно увлекается музыкой. В цоколе этого единственного уцелевшего многоэтажного здания он оборудовал помещение для своих музыкальных занятий. Даже в посёлке ДСЗ найдётся музыкальный энтузиаст.
 
Уезжал почти сразу после концерта - надо было садиться на поезд до следующего посёлка Кондон. Хотя хотелось задержаться и наговориться с местным народом.
 
Фотогалерея: http://passer-beside.blogspot.com/2018/06/blog-post_60.html?m=0