Вопросы развития межрегиональных и местных авиаперевозок на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях обсудили участники круглого стола, прошедшего в Совете Федерации.
 
Как подчеркнул Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, открывая «круглый стол», вопросы развития межрегиональных и местных авиаперевозок неоднократно рассматривались на совещаниях, проведенных совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
 
Обеспечение авиасообщения в северных регионах Российской Федерации представляется одной из важнейших задач комплексного развития страны в целом.
 
Среди проблем, сдерживающих развитие региональных и местных авиаперевозок в северных регионах, парламентарий отметил недостаточное субсидирование межрегиональных и местных воздушных перевозок пассажиров, неудовлетворительное состояние авиационного комплекса и парка воздушных судов, нехватку квалифицированных специалистов.
 
На «круглом столе» поднимались вопросы совершенствования регионального и федерального законодательства в сфере авиаперевозок, установления так называемых «плоских тарифов», то есть доступных тарифов с фиксированной ценой, действующей в течение года без сезонных колебаний, а также оттока населения из регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера.
 
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим предложил создать каталог субсидируемых авиационных маршрутов на Дальнем Востоке и в Арктике. Инициатива нашла поддержку со стороны парламентариев. По словам Олега Мельниченко, необходимо более детально проработать данный вопрос и вынести на дальнейшее предметное обсуждение.
 
Сенаторы намерены подготовить предложения по развитию межрегиональных и местных авиаперевозок на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и отправить их в Министерство транспорта РФ. По словам Олега Мельниченко, среди рекомендаций будет поднят вопрос по созданию нового самолета для региональных перевозок.
 
«Во-первых, нам нужен малый 20-местный самолет, который удовлетворяет международным стандартам и подходит под наши потребности в Арктике и на Дальнем Востоке. Во-вторых, разработка модели такого самолета и его массовое производство для потребностей Крайнего Севера позволит поддержать отечественную авиационную промышленность», - считает он.
 
Свои предложения представило Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. Как отметила заместитель директора Департамента инфраструктурных проектов Ирина Маканова, для формирования эффективных мер государственной поддержки нужно разработать и внедрить механизм прогнозирования спроса на воздушные перевозки по маршрутам, для которых выделяются субсидии.
 
Этот механизм должен включать анализ ценовых характеристик, учитывать эластичность спроса и других рыночных параметров.
 
Среди рекомендаций министерство считает возможным применять механизм «заказа» на воздушные перевозки со стороны государства. Для этого необходима полная и достоверная информация по количеству и категориям перевозимых пассажиров, маршрутам, частоте перевозок, предполагаемых авиаперевозчиков для осуществления полетов и объемах финансирования указанных мероприятий.
 
Также Минвостокразвития, учитывая остроту проблемы, предлагает разработать отдельную программу субсидирования воздушных перевозок для Дальнего Востока.
 
Сейчас в программе субсидирования воздушных перевозок с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно задействованы 7 авиакомпаний: «Аэрофлот-российские авиалинии», «Алроса», «Норд Стар», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Якутия».
 
Помимо программы субсидируемых тарифов, авиакомпания Аэрофлот продолжает продажу авиабилетов в рамках собственной программы «плоских тарифов». С 2018 года «плоские тарифы» для дальневосточников ввела и авиакомпания «Россия».
 
Евгения Васильева,
Минвостокразвития