Место столкновения вертолета с вышкой.
Место столкновения вертолета с вышкой.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сделал отчет об авиационном происшествии с Ми-8ПС-9 RA-24640 АО «Авиакомпания «Восток», произошедшем утром 11 апреля с.г. в 3-х км западнее посадочной площадки Хабаровск-МВЛ (аэропорт малых воздушных линий). Экипаж вертолета в тот день выполнял тренировочные полеты, на одной из тренировок по  кругу, воздушное судно резко накренилось, упало, разрушилось и сгорело, находившиеся на борту шесть членов экипажа погибли.
 
МАК установил, что 11 апреля выполнялись тренировки экипажей вертолета: взлет по кругу с целью отработки посадки с одним задросселированным двигателем. При выполнении полета по кругу экипаж попал в ухудшившиеся метеоусловия, не сумел визуально определить место начала третьего разворота, начал его выполнение с запозданием, пролетев на 1600 м дальше расчетной точки начала разворота.
 
Как сказано в отчете, «в процессе разворота, на высоте 140 м относительно уровня земли (150 м относительно уровня взлетно-посадочной полосы - ВПП) и скорости 140 км/ч, в условиях ухудшенной видимости произошло столкновение вертолета с вышкой широковещательной радиостанции (ШВРС) высотой 173 м, с последующим столкновением с землей. Вертолет разрушился и сгорел, экипаж и тренируемые командиры воздушного судна - КВС - погибли».
 
Из выписки радиопереговоров экипажа Ми-8:
Бортмеханик: «(нрзб) видишь, нет?»
Инструктор: «Где у нас дорога, блин?»
 
МАК дополняет, что «увлекшись визуальным поиском места третьего разворота в условиях ухудшенной видимости, при наличии попутного ветра на высоте 150 м силой 10-12 м/с, экипаж начал выполнение разворота на 1600 м дальше установленного места».
 
МАК делает вывод: «При попадании в метеоусловия, не позволяющие выполнять полет по правилам визуальных полетов - ПВП, экипаж не перешел на пилотирование по правилам полетов по приборам - ППП, при наличии в районе посадочного курса вышек высотой до 180 м, не набрал безопасную высоту для полета по кругу, продолжал попытки визуально определить свое местоположение».
 
Эксперты отметили, что речевой информации от СРППЗ (система раннего предупреждения приближения к земле) о наличии препятствий впереди по полету вертолета не зарегистрировано (наиболее вероятно, звуковая сигнализация экипажем на пульте управления СРППЗ была отключена). А какая информация о препятствиях была на экране БМС-индикатора (бортовая многофункциональная система) установить не представляет возможным.
 
МАК окончательно установил, что «авиационное происшествие явилось следствием непринятия экипажем своевременного решения о переходе на полет по приборам (ППП) при ухудшении метеоусловий и наборе безопасной высоты полета с целью исключения столкновения с искусственными препятствиями в районе посадочной площадки. Столкновению вертолета с вышкой способствовало неиспользование экипажем возможностей сигнализации СРППЗ при выполнении полета по приборам (ППП)».
 
Кроки места авиапроисшествия.
Кроки места авиапроисшествия.

Скачать файл "Окончательный отчет МАК по вертолету Ми-8"Окончательный отчет МАК по вертолету Ми-8
(pdf, 2Мб)