Пассажиры шутили: "Берите с него 500 до Александровки!" А ехать было недалеко - километров 30 всего. Автобус набился полностью. Мы тронулись. По ходу подсаживались ещё люди, но садиться было уже некуда, и ехали битком, как сельди в бочке. На некоторых остановках стояли дети, которым надо в школу - их садили на колени. Остальных уже не брали. На подъезде к Александровке народу набилось так плотно, что все почти лежали друг на друге. Ноги затекли - я не мог ими двинуть. Напротив меня сидели пожилые женщины, которые сперва возмущались, но потом шутили. Всё они понимали: ему же тоже ехать надо. Я тоже шутил, так как давно не катался в переполненном автобусе, и это был единственный способ добраться, куда мне надо: "15 минут позора, и ты на работе."
Когда доехали до Александровки, и я стал выгружаться, сказал своим соседкам:
- Мне выходить. Подождите. Сейчас я вылезу частями. А вы хоть ноги протянете.
- Протягивать нам ещё рано.
За проезд заплатил 60 р. и направился в школу. На вахте меня записали, как сотрудника:
- Вы же по работе?
- Ну, типа того.
Интересный вопрос, что для меня все эти концерты. Один знакомый так прокомментировал мои поездки: "Тоже нормально. Главное, чтобы командировочные платили."
Разговорился с завучем. Она рассказывала разные вещи из жизни школы, а про местную молодёжь сказала, что большинство местных ребят после школы уже успели отсидеть за мелкие преступления. Хотя есть интересные выпускники. В прошлом был один неординарный парень, занимался музыкой, все учителя его помнят. Назвала его имя - оказался мой знакомый. "Ну и как он сейчас поживает? Где он?" - спрашивает завуч. Я не смог ей ответить - рукой махнул.
Мне хорошо известна его судьба, про которую точно сказано в песне одной известной в узких кругах панк-группы:
"В прошлом - примерный сынок,
В будущем - забулдыга!
Жизнь - колобок-болобок.
Да, я - мегаханыга!"
Я бы мог рассказать завучу всё подробно, удивить её, но лучше не говорить ничего. Вроде он не сидел на зоне - и хорошо.
Степан - уличный музыкант. И это его единственное ремесло. Сейчас ему около 33 лет. Работал ли он когда-нибудь где-нибудь - неизвестно. Упорно не желает устраиваться ни на какую работу. Большим талантом в музыке также не блещет. Владеет простенькой дудочкой, 6-струнной гитарой. Поёт разные песни, включая шансон, что-то дворовое, хотя более продвинутые вещи тоже пытается разучивать. Но своего ничего не пишет. Промышляет главным образом чёсом по электричкам - это такая навязчивая форма стрита, при которой посторонние люди зачастую дают деньги непрошенному артисту, чтобы тот немедленно перестал петь. Иногда это приносит неплохой доход, если грамотно продумать своё дело, но такие люди, как Степан, не способны ничего сберечь в своей жизни и быстро спускают всё, что зарабатывают. Стритует как правило один, но однажды я видел его в компании с ещё одним вполне приличным парнем, которому, видно, приключений в жизни не доставало. Их пути потом разошлись.
Степан - вечный студент. Где он только ни учился, куда ни переводился, скитался по разным городам - всё бросал. Студенческие стипендии - пожалуй, единственный регулярный источник его дохода. Общаги - место жительства. Ничего не доводил до конца. К чему пришёл в итоге?
Степан периодически впадает в алкоголизм. Хотя сам осуждает всех алкоголиков. Не раз завязывал, кодировался, но ему это постоянно не помогало - срывался. Многие в округе знают Степана, но из-за своего непостоянства он растерял много друзей и подруг, которые теперь не скрывают своего к нему пренебрежения, а иные самые близкие говорят о нём в презрительном тоне. Его даже перестали уважать собутыльники, с которыми он делит жилплощадь на данный момент.
Степан обрёл более-менее постоянный приют на юге приморья в частном доме у одинокого пожилого человека, который пускает к себе жить таких, как Степан. Место - своего рода общежитие, где успели побывать опустившиеся деятели культуры, гастарбайтеры, бомжи, преступники, проститутки, потерянные люди. Постоянная грязь и скандалы - вот атмосфера дома. Хотя сам хозяин практически не пьёт и лично у меня вызывает уважение своей выдержкой на фоне непотребства. Но орёт больше всех. У хозяина есть потребность воспитывать таких людей, и воспитательный процесс в его доме не прерывается. Первый раз я поселялся здесь ради экстрима - на пятый день сбежал. Потом несколько раз заезжал ещё, так как больше не было вариантов, где остановиться. В последний раз уехал с похолодевшим нутром: как так можно жить?! Годами!
Вот пример блудного человека: бомж Гена, которого приютил хозяин в сарае. Гена неисправим, и практически бесполезно его было как-то наставлять к другой жизни. Хозяин кормил его из жалости. На вопрос, почему он так низко живёт, Гена махал рукой: "Непутёвый я." За мелкие преступления Гена много провёл времени в местах лишения свободы. Когда не стало Гены в доме, я поинтересовался, куда он делся. Мне рассказали, что однажды Гена что-то своровал у гостей, а потом скрывался - боялся назад возвращаться. Видимо, потом он выпил, потому что его нашли лежащим на улице. На дворе стояла зима. Его срочно затащили в дом. Гена тяжело охал - сильно болели отмороженные ноги. Скорая забрала Гену в больницу, где ему их отрезали. Через какое-то время обнаружились его родственники где-то на западе, которые забрали Гену к себе. Вот и весь человек. Есть у меня песни "Тень человека", "Беспутство" и другие, но в них очень мягко обо всём этом поётся. Про это даже говорить неприятно, не то что петь.
Степан увлекается эзотерикой, йогой, духовными практиками и даже одно время жил в монастыре. У Степана проскакивают мечты о том, чтобы поселиться где-нибудь и учить деток музыке. Но собственное легкомыслие сталкивает его постоянно сперва на обочину, а потом на дно жизни. Хозяин дома однозначно говорит, что во всех бедах повинно пристрастие к водке.
Вот она Россия: из крайности в крайность, зарытые таланты, упущенные возможности, впустую растраченные силы. В одном человеке умещаются любовь к высокому и любовь к водке. Последнее часто сильнее первого. И большие мечты вкупе с ленью.
Если хочешь избежать многих ошибок, жизнь покажет на чужом примере, как делать не надо - это своеобразный анти-маяк или предупреждающий знак. Если ты общаешься с кем-то, всегда смотри, как он живёт, чего достиг, чему научился, или до чего докатился. Он может давать тебе дружеские советы. Слушать такого умника, который всё порастерял, имеет ли смысл?
Если этот человек движется с тобой по одной стезе (музыкант, допустим), не добился результатов и умудрился потерять остатки всякого уважения, считая себя при этом правым, других неправыми, то каждое его слово должно повергнуть тебя в испуг: вот он сейчас советует тебе - держись подальше от таких советов, лучше сделай наоборот, иначе повторишь вслед за ним проторенный путь в никуда. Не наступай на чужие грабли. И таких предупреждающих знаков, олицетворённых конкретными людьми, бывает несколько. Если ты ничего не должен никому из них, иди дальше. Иди быстро, потому что ты был близок к повторению его судьбы, так как он общался с тобой на равных.
Он считает, что нельзя никому верить, и множество людей, которых он знал, окрещивает худым словом. Он пойдёт дальше заниматься назойливым двуличным попрошайством, а другой запрётся у себя в каморке, полный сарказма к человечеству. И он не раскаивается, он убеждён, что так надо, иначе нельзя, и даже гордится своим богатым опытом, ухмыляется твоей нерасторопности - бегом отсюда! Пускай считает тебя салагой, а себя - кем угодно. А ты убережёшь внутренний покой от разорения и сможешь вздохнуть свободно.
Завуч улыбается и смотрит на меня, а я отвернулся и, кажется, вспотел.
- Новый год где планируете?
- Не планирую. Я планирую только концерты.
Новогодние праздники скорее помеха для моих гастролей. Школьники уйдут на каникулы, и я не смогу собрать публику. Свой недавний день рождения, кстати, отмечал очередным концертом в очередной деревне. Никому не говорил о нём. Кто вспомнил - прислал поздравление. Все календарные даты перестали быть значимыми для меня - это такие поводы для радости, не имеющие оснований в действительной жизни любого из нас.
Календарная дата - это не окончание большого дела, не значимое событие, которое произошло именно сегодня, а не сто лет назад, не встреча с прекрасным человеком, или что-то ещё. Просто пришло время повеселиться - давайте повеселимся. И люди радуются ещё одному выходному дню - их даже мало волнует смысл праздника. Пора уже научиться отличать действительную жизнь от мнимой и не придумывать себе поводов для расслабления, если их реально нет. Я вынужденно подстраиваюсь под календарь. В праздничные дни стараюсь убегать подальше от людей.
Сегодня у меня праздник - концерт. Когда концерты идут по 4-5 в неделю, то про календарные даты можно вообще забыть. И мне не нужно натягивать улыбку, внушая себе, что в этот знаменательный день наши деды победили немцев (а я кого победил?), или сегодня день защиты детей (а завтра - не день защиты детей?), или что угодно - чему реально радоваться? Чем ты заслужил себе выходной сегодня? У меня сегодня концерт - и праздник и рабочий день одновременно - всегда бы так жить! Сегодня будут люди слушать музыку. Как они её воспримут - столько и я получу в ответ радости.
Учащихся собрали на одном из последних уроков в актовом зале (он же - столовая). Много было старшеклассников. Концерт длился час, 20 минут и в целом прошёл удачно, хоть и без проектора. Многие внимательно слушали, несмотря на то, что другие шумели. Педагоги только следили на входе, чтобы никто не сбежал раньше времени - в результате вышло стопроцентное удержание зрителя. Кто-то правда устал от этого. Кто-то просил ещё. Взвесив моральное состояние аудитории, я провёл средний по времени концерт. В конце спрашивали название нанайской песни про могучий Амур. Селфи смущались делать, но потом вернулись, чтобы сфотографироваться. В соц. сетях потом вышли на меня. В целом прошло удачно.
У педагога, которая следила, я ещё поинтересовался:
- Как по-вашему сегодня прозвучало что-нибудь недозволенное?
- Нет. Разве кое-что на любителя. А так - нет.
Ночевал в школе. Утром уехал в Чкаловское.
Фотогалерея: