Карина  Васильева
Карина Васильева
16 июля 1933 года ледокольный пароход «Челюскин» вышел из северной столицы СССР, по маршруту: Ленинаград - Мурманск - Владивосток, и должен был пройти его по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. На корабле было 112 человека на борту.
 
На зимовку на остров Врангеля направлялись геодезист, научный сотрудник Всесоюзного арктического института Василий Гаврилович Васильев с женой Доротеей Ивановной, по специальности модельщицы, участницы чукотско-анадырской экспедиции 1931-1932 годов. В походе на «Челюскине», 31 августа 1933 года, у них родилась девочка, которую назвали в честь места, где она появилась - Карского моря - Кариной. Карина Васильевна Васильева (в замужестве, Микеладзе) жива и сейчас! Ей 84 года. Мы ее нашли!
 
Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел. 13 февраля 1934 года в Чукотском море, в результате сильного сжатия, «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Лагерь Шмитда (по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта) остался жить на льду.
 
Эвакуировали челюскинцев по воздуху. 5 марта 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 первым пробился к лагерю Шмидта и вывез со льдины в с. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева (вторая девочка Алла Буйко была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на «Челюскине» тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить!).
 
В красный день календаря, 7 ноября 2017 года, мы поговорили с Кариной Васильевной о челюскинцах и их судьбах. Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге - колыбели революции, по профессии - геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом «участницы челюскинской эпопеи».
 
- Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске.
 
О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго (ныне Пятого) объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой.
 
- Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, - говорит Карина Васильевна. - Я конечно, участница, но не очевидец. Я там была, присутствовала. Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была - крохой, ничего не помню, ничего не знаю. Мне потом мама рассказывала, как все было, а недавно я перечитывала ее записи.
 
- Когда была еще жива моя мама, Доротея Ивановна (умерла в 1994 году), они интересовались судьбой челюскинцев, поддерживали с некоторыми связи, им было интересно общаться, - продолжает она. - Я знала Аллочку Буйко - ту самую маленькую девочку, которая тоже ехала на пароходе «Челюскин». Но ее уже несколько лет назад тоже нет в живых. Я в общем-то осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан.
 
Карина Васильевна говорит, что в свое время поддерживала отношения с челюскинцами: летчиком и первым Героем Советского Союза как раз за спасение челюскинцев Анатолием Ляпидевским, художником Федором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автор знаменитой картины «Опять двойка», Виктором Гуревичем - мотористом с «Челюскина», механиком Александром Погосовым - комендантом взлетно-посадочной полосы в лагере Шмидта, он принимал и отправлял самолеты, руководил действиями строительных бригад и последним вылетел из ледового лагеря, с летчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым.
 
Видела Карина и самого академика Отто Юльевича Шмидта - начальника экспедиции парохода «Челюскин», конечно не тогда, когда родилась и он ее даже мог нянчить, а уже во взрослом возрасте.
 
По словам Карины Васильевны, «было это в 1952 году, когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал математические лекции «о сотворении мира» (смеется)». И еще из воспоминаний: «Он попросил аудиторию, чтобы я подошла к нему после лекции, так как знал моих родителей и что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная, и подойти не смогла...».
 
- Но все они давно умерли.., - грустит Карина Васильевна. - Я давно уже не езжу в Москву. Возраст, извините!.. У нас же там каждый год, 13 февраля, в день, когда затонул пароход «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Отмечали второй день рождения. Теперь эту вахту подхватили родственники челюскинцев. Но я их уже не знаю, меня с ними ничего не связывает...
 
Вспоминает Карина Васильевна, как побывала уже во взрослой жизни на Чукотке, там где терпел бедствие пароход «Челюскин». Было это в 1984 году - на пятидесятилетие челюскинской эпопеи.
 
- Агитперелет на Чукотку организовал Московский ЦК ВЛКСМ, - рассказывает Карина Васильевна. - Несколько челюскинцев было с нами (мама, я): ихтиолог Анна Сушкина, механик Александр Погосов, Герман Грибакин - бортмеханик на самолета Р-5 в отряде летчика Героя Советского Союза Николая Каманина (в звене Бориса Пивенштейна), позже, инженер-конструктор в КБ А.Н. Туполева, корреспонденты. Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта, словом, в тех точках, где проходила спасательная операция. Помню как самолет пролетал вдоль береговой черты еще тогда Советского Союза, Чукотского моря. Так вот, позвали меня в какое-то время во время полета в кабину к летчикам и показали ту точку (координаты парохода), где и когда я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Теперь только Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге проводит челюскинские чтения.
 
Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев.
 
- Мы не забыты! - уверена Карина Васильевна.- Тем, кто помнит челюскинцев, особенно дальневосточникам, передаю большой привет! Привет и экипажу с Камчатки (Ключи-1) именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров», который появился в 11-й армии ВВС и ПВО. Вы делаете большое дело - сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа. Спасибо!
 
Константин Пронякин.
 
Как это было на пароходе «Челюскин»
 
Вспоминает Карина Васильева:
 
- Я родилась на «Челюскине». Это было интересное событие и все принимали участие в выборе имени. Было много разных предложений. Но вот прошло имя Карина. Посчитали что это самое удачное имя, поскольку я родилась в Карском море. У меня даже в паспорте записано - место рождение, Карское море.
 
Рождение мое случилось до того, как «Челюскин» попал в ледовый плен. Но родилась я на борту корабля. Тогда сложилась тяжелая ледовая обстановка. Когда случилось сильное сжатие, разорвало борт, и экспедиция высадилась на лед. Через огромную пробоину можно было выходить на лед.
 
Первые 3 дня было очень сурово, так как все жили в тряпичных палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Потом был готов барак. Его утеплили снегом и льдом. Сделали печку из бочки. Нас с мамой разместили около печки. Воду топили изо льда. Меня в ней купали. На льдине мы жили 21 день.
* * *
 
Выписка из исторического формуляра за 1934 год Пятого (тогда Второго) объединенного авиационного отряда ФСБ России (г. Елизово, Камчатский край), публикуется впервые:
 
«…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один «Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым.
 
Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но - «товарищи - говорил помполит - мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев». И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места.
 
28 марта из Петропавловска вторым рейсом на север отходил пароход «Сталинград». На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова. Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет «Савойя» С-62 бис - летчик Светогоров, летнаб - Тесаков, техник - Лукичев, стрелок-моторист - Жук.
 
Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. 20 суток стоял он сжимаемый со всех сторон льдами. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья. Пароход смог выйти на чистую воду.
 
Через сутки пароход снова встретил крепкий спаянный лед, обойти который было нельзя. Решили производить взлет с ледового аэродрома [около о. Св.Матвея в Беринговом море]. 29 апреля выгрузили самолет, который через три часа был собран. Рано утром 30 апреля самолет взлетел, взяв с собой медикаменты и полярного врача Скарокадомского. Уже через несколько минут пароход скрылся в тумане.
 
В течение 4 часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами и разводьями. Вспуганные самолетом взлетали с разводей птицы. В 8 часов произвели посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в бухту Провидения были доставлены первым рейсом челюскинцы, среди которых была женщина с девочкой Кариной, родившейся на пароходе «Челюскин» в Карском море. Всего самолетом с разных пунктов было переброшено 29 человек челюскинцев. Кроме того, в задачу самолета входило снабжение челюскинцев провизией. И эту задачу экипаж выполнил с честью.
 
По выполнению задания по оказанию помощи челюскинцам экипаж выполнил правительственное задание по перелету на мыс Шмидта. Самолет доставил на мыс Шмидта в помощь местному населению: чукчам и эскимосам врача Скарокадомского и медикаменты. С мыса Шмидта в бухту Провидения были доставлены шесть человек больных цингой из зимующих на пароходе «Хабаровск». На этом были окончены полеты на Крайнем Севере...»
* * *
Справка
Мы собрали всех известных и малоизвестных участников спасения челюскинцев.
 
Штаб спасения челюскинцев
Куйбышев Валериан Владимирович (1888-1935) - председатель правительственной комиссии по оказанию помощи челюскинцам (Москва).
Ушаков Георгий Алексеевич (1901-1963) - уполномоченный правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» и покупки у «Pan American Airways Corporation» - национального перевозчика США - самолетов для летчиков С. А. Леваневского и М. Т. Слепнёва.
Петров Гавриил Герасимович (1895-1984) - начальник полярной станции ГУСМП Мыс Северный (ныне мыс О. Шмидта) Чаунского района (ныне округ Эгвекинот), председатель чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» (в районе мыса Северного - Уэлена, ставка - мыс Северный, промежуточная ставка - фактория Ванкарем, затем - мыс Онман, с. Ильхетань в 35 км от Ванкарема, Чукотский национальный округ).
Небольсин Андрей Владимирович (1900-1944) - начальник морского контрольно-пропускного пункта Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».
Натауге - председатель Эскимосского районного исполнительного комитета (Чаплино, Чукотский район, ранее, председатель Янракыннотского туземного совета/Провидения, председатель первого Сирениковского товарищества), член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».
Погорелов Яков Гаврилович (1903-1941) - начальник пограничного пункта в Дежнево (МКПП «Дежнев» УПВО УНКВД ДВК) в Уэлене, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Утонул при переправе через р. Нева 1 ноября 1941 года, найдет и захоронен в 1999 году, мемориал «Невский Пятачок».
Белобородов Михаил Иванович - начальник погранохраны в Дежнево (МКПП «Дежнев» УПВО УНКВД ДВК) в Уэлене, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» (по замене).
Трудолюбов - председатель Чукотского районного исполнительного комитета (Уэлен), член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».
Хворостянский Н. Н. - метеоролог станции мыс Северный, заместитель начальника станции Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина».
 
Летчики
 
первая группа, Чукотка
Куканов Федор Кузьмич (1904-1964) - летчик резерва, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев, база - мыс Северный.
Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908-1983) - линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек - 10 женщин и 2 ребенка (Ант-4 №2 в Уэлене вышел из строя 21 февраля 1934 г., при посадке сломались шасси и оба винта). Герой Советского Союза №1.
Петров Лев Васильевич (1900-1945) - летчик-наблюдатель экипажа Ляпидевского, первый начальник летной чукотской экспедиции.
Конкин Евгений Михайлович - второй пилот самолета «АНТ-4» у Ляпидевского, командир звена и политруководитель.
Руковский Михаил А., бортмеханик Ляпидевского.
 
«Полярное море, лагерь Шмидта. (Радио.) Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет «АНТ-4» под управлением летчика Ляпидевского, при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двести метров.
Успех полета т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз.
Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед.
Удачное начало спасательной операции еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании. и заботе правительства и всей страны. Глубоко благодарны.
Начальник экспедиции Шмидт».
 
вторая группа летчиков из Владивостока
Каманин Николай Петрович (1909-1982) - военный летчик, на самолете Р-5 (самолет Пивенштейна) совершил групповой перелет мыс Олюторка - Ванкарем, 7 апреля 1934 года, третьим сел у лагеря Шмидта (штурман Матвей Шелыганов), вывез 34 человека (его прозвали Аачек, т. е. молодой человек, юноша). Герой Советского Союза №4, Звезда №2.
Молоков Василий Сергеевич (1895-1982) - летчик, 7 апреля 1934 года на самолете Р-5, четвертым сел у лагеря Шмидта, вывез 39 человек, внеплановым рейсом, 11 апреля 1934 года эвакуировал больного Шмидта со льдины в Ванкарем (его прозвали Ымпенахен, что значит старик). Герой Советского Союза №3. Бортмеханик Пилютов Петр Андреевич (1906-1960), Герой Советского Союза (1943).
Пивенштейн Борис Абрамович (1909-?) - лётчик резерва, 1 апреля 1934 года у с. Валькальтен, отдал самолет Каманину (у самолета Каманина /бортмеханик Константин Анисимов/ лопнул амортизационный шатун стойки шасси), шесть раз слетал из Уэлена в бухту Провидения и два раза из бухты Провидения в бухту Лаврентия, всего перебросив 22 человека.
Бастанжиев Борис Владимирович (1909-1974) - военный летчик резерва из авиационного отряда Каманина, 1 апреля 1934 года, авария на самолете в районе г. Анадыря.
Демиров Иван М. - военный летчик резерва, 1 апреля 1934 года, авария на самолете в районе г. Анадыря.
Фарих Фабио Брунович (1896-1985) - летчик резерва, отстранен от полетов Каманиным.
Шелыганов Матвей Петрович (1909-1982) - штурман Каманина.
 
третья группа гражданских летчиков из Хабаровска
Галышев Виктор Львович (1892-1940) - лётчик резерва, командир звена, 11 апреля в Анадыре сломался самолет (бензонасос).
Водопьянов Михаил Васильевич (1899-1980) - летчик, 12 апреля на самолете Р-5 вывез 10 человек (бортмеханики Александров и Ратушкин). Герой Советского Союза №6.
Доронин Иван Васильевич (1903-1951) - летчик, заместитель звена. 12 апреля на самолете ПС-4 (присваивалась «четверка» после сборки из сломанных машин ПС-3/Юнкерс W33 в Иркутских ремонтных мастерских «Добролета»), бортовой №Л-735 вывез 2 человека (бортмеханики Я. Савин и В. Федотов). Герой Советского Союза №7.
 
четвертая группа из США
Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937) - летчик, 29 марта 1934 года вылетев из г. Фербенкс - г. Ном (США) на самолете «Флитстер» (17АF Consolidated Fleetster), бортовой «USSR-SL - СССР-Сигизмунд Леваневский», должен был сесть в Уэлене, но полетел дальше, в Ванкарем, в 30 км совершил аварию в районе мыс Онмана. На борту был полпред Ушаков Г.А. 29 апреля 1934 года на самолете У-2 доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, для неотложной операции по поводу острого припадка аппендицита заместителю начальника экспедиции парохода «Челюскина» Алексею Боброву. Герой Советского Союза №2, Звезда №4.
Слепнёв Маврикий Трофимович (1896-1965) - летчик, 5 апреля 1934 года вылетев из г. Фербенкс - г. Ном (США) на самолете «Флитстер» (17АF Consolidated Fleetster), бортовой «USSR-MS - СССР-Маврикий Слепнёв» (далее, «CCCP H55»), прибыл в Уэлен, затем в Ванкарем. Второй после Ляпидевского, 7 апреля 1934 года, прибыл в лагерь Шмидта, вывез со льдины 5 человек. Внеплановым рейсом, 12 апреля 1934 г. вывез Шмидта на лечение из Ванкарема в США, на Аляску, в г. Ном. Герой Советского Союза №5.
 
спецгруппы
 
Военные
летчик Горелов
мт. летчик Пиндюков
штурман звена Ульянов
мл. летнаб Леонтьев
мл. летнаб Белоусов
техник звена Бураго
моторист Кальченко
моторист Недашковский
 
Пограничники
летчик Светогоров Александр Павлович (1904-1935) - забытый участник спасения челюскинцев, погиб в 1935 году в тайге Хабаровского края, выполняя рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, 80 лет не был захоронен.
штурман Тесаков
летчик-наблюдатель Падалко
авиатехник Юрченко И.П.
авиатехник Лукичев
моторист Жук Е.А.
техник Лысков
пилот Шурыгин В.А.
командира звена Шестов А.А.
летнаб Гридин
летчик Пармичев
летчик Гусин
радист Иванов
 
Обслуживающий персонал (техники)
 
Уильям (Билл) Левари (William Latimer Lavery) 1914-1985 - бортмеханик у Слепнёва, гражданин США.
Пилютов Петр Андреевич (1906-1960) - бортмеханик Молокова, Герой Советского Союза (1943).
Девятников Иван Г. - техник, приборист-электрик.
Грибакин Герман Васильевич (1909-?) - бортмеханик отряда Каманина, инженер-конструктор в КБ А. Н. Туполева.
Клайд Армистед (англ. Clyde Goodwin Armitstead) 1902-1997 - бортмеханик у Леваневского, гражданин США.
Александров В. А. - бортмеханик
Ратушкин М. Л. - бортмеханик
Разин Анатолий Константинович (1904-1988) - cтарший техник отряда Каманина
Савин Яков Григорьевич - бортмеханик
Аккуратов Валентин Иванович (1909-1993) - штурман на Р-5 отряда Каманина.
Аникин Николай В. - бортмеханик Водопьянова, комендант аэродрома фактории Ванкарем
Бассейн Флегонт Иванович (1902-1977) - бортмеханик Водопьянова.
Анисимов Константин - бортмеханик Каманина-Пивенштейна.
 
Участники спасения челюскинцев
 
Силов Евгений Николаевич (1911-2015) - радист фактории Ванкарем, радиолюбитель-коротковолновик из Томска, его звали «Маркони», был последним живым участником операции по спасению челюскинцев!
Шрадер Людмила Николаевна - радистка станции Уэлен.
Хаапалайнен Тауно Хейкович (1908-1976) - радист станции мыс Северный.
Семёнов Степан Илларионович - механик рации станции мыс Северный.
Красинский Георгий Давидович (1890-1955) - уполномоченный Главсевморпути (ГУСМП) в северо-восточном секторе Арктики, начальник летной части ГУСМП.
Шоломов Ф.(В) А. - начальник станции Уэлен.
Смирнов-Светловский Петр Иванович (1897-1940) - начальника экспедиции на ледоколе «Красин».
Пономарёв Павел Акимович (1896-1973) - капитана ледокола «Красин».
Вага Василий Александрович (1899-1986) - капитана парохода «Смоленск».
Сиднев Василий Петрович (1883-1938) - капитана парохода «Сталинград». Капитан судов Амурского пароходства, с 1927 года - капитан морских судов «Добрфлота» и «Совторгфлота». Аттестовался как «старый опытный полярник, неоднократно участвовавший в арктических экспедициях, инициативен, настойчив, требователен, должности капитана соответствует на судне любого тоннажа и плавания». Арестован в 1937 году, обвинен в том, «что он в составе правотроцкистской контрреволюционной организации вел по заданию германского разведчика диверсионно-вредительскую работу на территории СССР», в 1938 году расстрелян во Владивостоке.
Кулыгин Петр Гаврилович (1906-1938) - спецкор «Известия» и корреспондент «Тихоокеанской звезды», автор книги о челюскинцах «Повесть о героях». В 1934 году на первой конференции писателей Дальнего Востока избран делегатом с правом решающего голоса на I Всесоюзный съезд писателей СССР. На съезде Горький вручил ему членский билет Союза писателей. В 1938 году Кулыгина арестовали, обвинили в заполнении газеты «ТОЗ» вредными очерками. 7 августа 1938 года Кулыгина расстреляли во внутренней тюрьме Хабаровска. В 1957 году был реабилитирован.
Ребров Александр Андреевич - начальник морского контрольно-пропускного пункта Анадырь.
Лукьянов Николай Захарович - бывший начальник морского контрольно-пропускного пункта Анадырь.
Лев Александр Петрович (1896-1938) - начальник Камчатского областного отдела ОГПУ/УНКВД Камчатской области, одновременно начальник 60-го Камчатского погранотряда ОГПУ-НКВД. Арестован в октябре 1937 года. Расстрелян в Хабаровске по приговору выездной сессии ВКВС СССР 5 февраля 1938 года.
 
А также, чукчи, эскимосы: сиреникцы, чаплинцы и науканцы, юкагиры: чуванцы - все добровольцы, оставшиеся безымянными.