|
Пожалуй, нигде больше в истории музыки мы не найдём сколько-нибудь сопоставимого по масштабу и столь же удивительного в своей уникальности явления, как «музыка советского социалистического реализма». Основой для нового стиля послужили революционные песни, появившиеся в среде Красной армии во время Гражданской войны. Будучи насаждаемой сверху, до предела идеологизированной и поставленной на службу советской пропаганде, эта музыка тем не менее в отдельных своих образцах поднималась до уровня шедевров. В их ряду стоит назвать оперу Тихона Хренникова о гражданской войне «В Бурю», а также первый советский балет «Красный мак» Рейнгольда Глиера. Своеобразной квинтэссенцией стиля стала симфоническая поэма «Щорс» Александра Свечникова, за которую автор был удостоен Сталинской премии в 1950 году. Своё слово в жанре музыкального осмысления революционных событий столетней давности сказал и великий Дмитрий Шостакович, создавший в 1961 году 12-ю симфонию, носящую подзаголовок «1917 год» и посвящённую памяти В. И. Ленина.
В наше время эта музыка практически забыта. Однако, как ни странно, за пределами нашей страны в последнее время наблюдается всё возрастающий интерес к революционным творениям советских композиторов. Чем это вызвано, и как сегодня воспринимать этот уникальный пласт отечественной музыкальной культуры, расскажет главный дирижёр и художественный руководитель ДВАСО Антон Шабуров.
Марина Бабаева