Собранные ДВСУТ доказательства оказались достаточными для вынесения обвинительного приговора Первомайским судом Мурманска в отношении двоих руководителей ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) - бывшего исполняющего обязанности главного инженера Леонида Бордзиловского, а также бывшего исполняющего обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Бориса Лихвана.
 
Их обвинили в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
 
По версии следствия, бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий - к аварии буровой установки и гибели 53 человек.
 
«Кольская» тонет
«Кольская» тонет

 
Как установлено в ходе расследования, при перегоне буровой «Кольская» от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях.
 
Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, началось поступление воды в балластные танки, что привело к образованию дифферента (крена) «Кольской».
 
Подсудимые, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли организационных мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе «Кольской» в режим дрейфования.
 
Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным.
 
Бордзиловский, зная, что на «Кольскую» поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS. Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как подсудимым стало известно о развитии критической ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло не и мало времени - более 5 часов.
 
Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту «Кольской» находилось необоснованно большее число людей. 28 человек - вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.
 
18 декабря 2011 в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. Катастрофа произошла в 200 км северо-восточнее сахалинского мыса Терпения.
 
Следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте (ДВСУТ) СКР проделан большой объем работы.
 
В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата «Triton» на глубине более километра.
 
Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, проведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы.
 
Объем материалов уголовного дела, поступивших в суд, составил 26 томов.
 
Судом виновным назначено наказание - 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также три года лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, связанной с эксплуатацией морского и водного транспорта.
 
Приговор суда в законную силу не вступил.
 
Дарья Немцева,
старший помощник руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (по взаимодействию со СМИ)