Граница России с Китаем / ТАСС |
|
Одна из немногих причин, которая еще позволяла удерживать людей на дальневосточной земле, - это сравнительно благополучная экологическая ситуация в регионе в целом за исключением отдельных районов Приморья, где существуют проблемы, связанные с базированием атомного подводного флота.
Еще одной потенциальной угрозой для природы Дальнего Востока может стать предстоящее активное использование космодрома «Восточный» в Амурской области. Это связано с использованием на космодроме гептила - высокотоксичного компонента ракетного топлива.
Скорее всего, разговоры о том, что космодром «Восточный» станет основой будущего высокотехнологичного космического кластера на Дальнем Востоке, так и останутся разговорами. А вот возможные нештатные ситуации на космодроме будут только подталкивать жителей к отъезду из региона.
В этих условиях решение о переводе китайских предприятий в 12 отраслях экономики на территорию российского Дальнего Востока может иметь катастрофические последствия.
Об этом договорились во время визита министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин.
При этом делается дежурная оговорка о необходимости соблюдения установленных в России экологических требований, которой навряд ли кто-то поверит, зная ситуацию в России и, особенно, в Китае, где экономический рост всегда считали более важной задачей.
Экологическая ситуация в Китае в настоящее время настолько тяжелая, что стала фактором, влияющим на внутриполитическую стабильность. Массовые беспорядки в связи с экологическими проблемами вспыхивают во многих регионах Китая.
Причем проходят массовые акции в довольно жёсткой форме и сопровождаются столкновениями с полицией и нападениями на административные здания. Всё чаще участие в акциях принимает молодежь. Отстаивая свое право на жизнь в экологически безопасных условиях, протестующие добиваются отказа руководства Китая от вредных производств.
Китайские власти заинтересованы в том, чтобы уменьшить экологическую нагрузку на свою территорию и находящийся по соседству российский Дальний Восток кажется им подходящим местом для размещения опасных и вредных производств.
Нетрудно предположить, что и российское население на Дальнем Востоке будет активно выступать против такой политики властей, когда поймёт, что его жизнь и здоровье под угрозой.
Помимо чисто экологической направленности акции протеста могут иметь межнациональный и внешнеполитический аспекты.
К тому же формально экологические протесты смогут реально объединить весь спектр политической оппозиции на Востоке России. А учитывая, что инициатором и проводником такой политики являются федеральные органы власти и, в первую очередь Минвостокразвития, это неизбежно будет усиливать антимосковские настроения в регионе.
Но экология - это еще не всё. Представитель Минвостокразвития заявил, что эти новые предприятия будут создаваться в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Все эти экологически опасные предприятия получат существенные налоговые льготы и преференции.
На практике это означает, что пришедшие к нам китайские предприятия не будут платить налоги и смогут бесконтрольно привлекать иностранную рабочую силу.
Понятно, что речь в данном случае идет только о китайских работниках.
В итоге мы не получим ни налогов, ни рабочих мест. Но зато получим окончательно испорченную экологию Дальнего Востока. Единственный открытый вопрос сегодня состоит в том, когда последний дальневосточник навсегда покинет эти земли. То, что министерство, которое всё это предлагает, называется министерством по развитию Дальнего Востока воспринимается исключительно как издевка.
Юрий Москаленко,
Благовещенск - специально для «Новой»
«Новая газета», 08.04.16