Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко сообщил, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55» в Хабаровском крае* 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».
 
Напомним, 80 лет назад на Дальнем Востоке разбился пассажирский гидросамолет (катамаран) «Савоя С.55» с бортовым номером «СССР Л 840» (заводской №10531), выполнявший рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, которым управлял участник спасения челюскинцев - лучший полярный летчик СССР Александр Павлович Светогоров. Сам самолет принадлежал 13-му гидроотряду Дальневосточного территориального управления Гражданского воздушного флота ГВФ - Гражданвоздухофлоту («Аэрофлот»), базировавшемуся в Хабаровске, в гидропорте. Погибло 12 человек.
 
Все это время общественность не знала о причинах катастрофы.
 
В Государственном архиве Хабаровского края нами найден протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».
 
Известно, что с Сахалина самолет Светогорова был вызван срочной «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго (Государственный архив Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36,  гл. VIII Катастрофа Светогорова). Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.
 
Как указал исполнительный директор МАК Виктор Сороченко, «происшествия по такой причине [нелетная погода] происходили со времен зарождение авиации». Также он написал, что «пути предотвращения подобного типа происшествий носят организационный характер и хорошо теперь известны».
 
Напомним, в сентябре с.г. мы обратились с заявлением по факту обнаружения обломков самолета «Савоя С.55» и человеческих останков в Дальневосточное следственное управление на транспорте (ДВСУТ) СКР.
 
Результатом стала совместная экспедиция следователей-криминалистов ДВСУТ (Комсомольский-на-Амуре отдел на транспорте) с группой от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).
 
И вот теперь, в КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Хабаровске, куда были доставлены останки, назначена первая судебно-медицинская экспертиза. Потом предстоит долгая (в течение полугода) судебно-медицинская генетическая идентификация на ДНК.
 
Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55», по желанию родственников будут захоронены в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешение на захоронение Совет подготовил и вручил письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.
 
К.П.
 
*в 67 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края, ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края.