Теперь, как и в давние советские годы, для дальневосточников вновь актуален слоган - летайте самолетами «Аэрофлота»
Теперь, как и в давние советские годы, для дальневосточников вновь актуален слоган - летайте самолетами «Аэрофлота»
Моя мама жива, слава богу. Но, видимо, нам с ней встретиться больше не доведется. Так же, как и с двумя младшими сестрами и братом. Все, что нам остается после того, как «Аэрофлот» сожрал и не подавился «Трансаэро», - это общение в социальных сетях, пока еще бесплатных.
 
Дело в том, что все мои родные и близкие  живут на Сахалине. А я с мужем и сыном - на Северном Кавказе.
 
«Трансаэро» перевозил людей по божеским ценам. Можно было в 60 тысяч рублей уложиться втроем, чтобы слетать на дальневосточный остров к семье.
 
Теперь же, чтобы слетать втроем в Южно-Сахалинск и вернуться обратно в Минеральные воды, нам нужно заплатить за авиабилеты 155 469 рублей. Накинем еще 15 тысяч на дорогу с юга острова на север и обратно. Ну и с собой что-то нужно иметь, не с пустым кошельком ведь ехать в гости на три недели. По минимуму получается, тысяч 250 надо иметь.
 
Боюсь даже представить себе, сколько времени нужно копить деньги, чтобы при семейном бюджете в 32 тысячи рублей в месяц, набрать нужную сумму на поездку.
 
А не приведи господь, случится горе и кто-то их близких на Сахалине покинет этот мир - я теперь даже на похороны поехать не смогу. Горько это сознавать...
 
Добавлю, что поездка на поезде, а затем на пароме - дорога долгая, и отпуск надо иметь месяца полтора. А  отпуск за свой счет во время кризиса - роскошь непозволительная.
 
У меня, как в любой современной коммерческой организации, отпуск два раза в год по две недели. От Москвы до Владивостока - минимум 10 дней в поезде, плюс добраться до парома в Ванино, потом оттуда - паромом в Холмск, из Холмска - в Южно-Сахалинск, а уже из Южно-Сахалинска до таежного поселочка останется всего каких-то 700 километров добраться. Вот и весь отпуск. А самолетом - в течение суток до острова добирались. «Трансаэро» без пересадок, прямые рейсы выполнял. «Аэрофлот» же - с пересадками от 10 часов.
 
Не знаю, да и не хочу знать, какие такие пертурбации привели к краху эту компанию.
Но я хочу знать: почему государству нет дела до собственных граждан? Почему никто не озаботится тем, чтобы у выходцев из отдаленных уголков огромной нашей России была возможность хотя бы изредка посещать своих родных и близких на малой родине?
 
Может быть, разумно было бы предоставлять им какие-то скидки на приобретение авиабилетов хотя бы раз в три года? Мне так не хочется думать, что я больше не увижу свою маму... Там вся семья, сестры, брат. Если она была бы на Сахалине одна, конечно, забрала бы ее к нам на Северный Кавказ.
 
Лана Миронова
 
От редакции.
 
Добавим к этому письму обычной уроженки Сахалина кое-что из наших не очень пыльных, а точнее почти свежих архивов.
 
19 августа этого года, незадолго до начала массовой информационной кампании против «Трансаэро», наша редакция получила странное письмо. Почему документ пришел именно к нам, сложно сказать. Может, банальная спам-рассылка, а, может, что-то другое. Приведем его полностью.
 
«Открытое обращение туристического онлайн-агентства Anywayanyday к авиакомпании «Трансаэро»
 
Уважаемое руководство «Трансаэро»!

 
Наше решение выступить с этим обращением связано с неоднозначным впечатлением, которое производит новая ценовая политика авиакомпании.
 
С одной стороны, мы можем только приветствовать запрет на демпинг: по новому правилу, цена, по которой продаётся ваш авиабилет, не должна быть ниже стоимости тарифа и сборов. Это очень разумная и полезная инициатива, которая призвана создать на рынке здоровую конкуренцию.
 
С другой стороны, вы сами нарушаете свое собственное правило: сайт transaero.ru предлагает авиабилеты со значительной скидкой относительно цены, заявленной в GDS. В результате у клиента создается ощущение, что агентства необоснованно завышают цены: разница между ценой одного и того же билета на вашем сайте и его ценой на сайте вашего агента составляет от 4 тысяч рублей. Ни о какой здоровой конкуренции в таких условиях речи не идёт - даже если агент будет работать себе в убыток, он все равно не сможет конкурировать с вами.  
Такая открытая дискредитация своих агентов со стороны крупной авиакомпании - беспрецедентна: за все семь лет, что работает наш сервис, и, пожалуй, за все время, что существует рынок продажи авиабилетов, такого не было. Думаем, что другие участники отрасли e-travel разделяют наше недоумение.
 
По нашему мнению, такая политика нарушает все нормы бизнес-этики и открыто игнорирует права ваших агентов, поэтому в перспективе может привести к потере отношений с ними. Поэтому призываем вас, уважаемое руководство авиакомпании «Трансаэро», пересмотреть свою ценовую политику и реализовывать запрет на демпинг последовательно, не делая исключений ни для кого.

 
С уважением, Евгений Шухлин, генеральный директор туристического онлайн-агентства Anywayanyday»
* * *

 
Публиковать это обращение мы сразу не стали, хотя «пробили» по разным каналам бизнес-характеристики Евгения Шухлина. Оптимизма и особого доверия у нас этот генеральный директор не вызвал. Но это могло быть нашим личным мнением.
 
Дабы выслушать вторую, «обвиняемую», сторону, редакция «Дебрей» в тот же день обратилась за комментариями к московскому руководству «Трансаэро». 24 августа ответ пришел от сотрудницы компании - некой Анны Владимировны Труниной. Цитируем:
 
«Заявление авиакомпании «Трансаэро»
 
В связи с тем, что против «Трансаэро» развернута PR-кампания, направленная на подрыв репутации авиакомпании, доверия к ней контрагентов и пассажиров, мы вынуждены заявить следующее

 
1. Авиакомпания «Трансаэро» выполняет авиаперевозки с 1991 года. При создании авиакомпании и за всю историю ее деятельности основным приоритетом было выполнение безопасных авиаперевозок. Этот приоритет был обеспечен - мы входим в двадцатку рейтинга безопасности, составленного немецким бюро JACDEC (Jet Airliner CrashData Evaluation Centre). Этот центр специализируется на анализе информации по безопасности и составляет список из 60-ти самых надежных авиакомпаний мира.
 
2. Не первый год «Трансаэро» имеет самый высокий коэффициент заполняемости кресел среди крупнейших авиакомпаний страны. В июле-августе 2015 года, несмотря на снижение ВВП и потребительского спроса, авиакомпания достигла рекордных показателей как количества перевозимых пассажиров (более 400 тысяч пассажиров в неделю), так и коэффициента заполняемости своих емкостей - почти 94%. Таких показателей заполняемости нет ни у одной из крупнейших российских авиакомпаний.
 
3. В экономической ситуации, которую справедливо называли «идеальным штормом», авиакомпания «Трансаэро», безусловно, испытывает трудности, знакомые любому крупному бизнесу за последний год. Резкая девальвация рубля снизила продажи на международные рейсы на 20-50%. В этой ситуации авиакомпания продолжала и продолжает обслуживать свои кредиты. С начала 2015 года компания выплатила банкам-кредиторам 12,5 млрд рублей.
 
4. Правительство страны в декабре 2014 года приняло решение о поддержке «Трансаэро» как системообразующего предприятия. Впервые в своей истории наше предприятие получило государственную гарантию на кредит в ВТБ, хотя ряд российских авиакомпаний воспользовались такой возможностью еще в период преодоления кризиса 2008-2009 годов.
 
Мы благодарим правительство и банк ВТБ за поддержку в то сложнейшее время. Необходимо подчеркнуть, что это был коммерческий кредит с высокой ставкой, обусловленной резким увеличением Центробанком своей ключевой ставки. Средства кредита были направлены на оплату эксплуатационных расходов, авансирование авиатоплива и аэропортовых платежей в период новогодних праздников.
 
Впоследствии в СМИ были недостоверные публикации о том, что «Трансаэро» получала госгарантию еще в 2009 году. Это неправда.
 
5. По рекомендации одного из ведущих банков-кредиторов Сбербанка «Трансаэро» с ноября 2014 года работает со специалистами одной из ведущих мировых консалтинговых компаний McKinsey, которые разработали финансовую модель и программу инициатив по улучшению бизнеса. Благодаря реализации программы повышения эффективности, даже в условиях волатильности рубля, огромных выплат банкам страны (более 12 млрд рублей или каждый шестой рубль выручки), роста цен на авиатопливо и вопреки негативным прогнозам аналитиков наша компания обеспечила устойчивую деятельность и улучшила операционные показатели, повысила денежный поток и сократила бухгалтерский убыток.
 
При этом почти 80% бухгалтерского убытка (3,4 млрд рублей) составляют отрицательные курсовые разницы, а также возросшие более чем в два раза за счет курса рубля для валютных кредитов и ставки рублевых кредитов процентные платежи (+3,2 млрд рублей). Эти потери явились следствием девальвации рубля и роста ключевой ставки ЦБ РФ и не могли быть предусмотрены авиакомпанией при привлечении в 2010-2013 годах финансирования под приобретение авиапарка.
 
Строя стратегию, в том числе и финансовую, в этот период, мы ориентировалась на прогнозы развития экономики страны, которые тогда носили положительный характер.
 
6. Развязывание информационной войны в российской авиатранспортной отрасли с целью дискредитация любыми средствами одной из крупнейших авиакомпаний страны - очень опасный по своим последствиям шаг. Мы призываем средства массовой информации не участвовать в этой войне, не способствовать распространению предоставляемых им в большом количестве недостоверных материалов, тщательно проверять информацию, задавать вопросы, на которые мы всегда готовы ответить.
 
7. Мы обращаемся ко всем нашим партнерам с просьбой проявлять выдержку и мудрость, учитывать наше многолетнее сотрудничество, его объемы и значение для развития их бизнеса.
 
Мы всегда верили и верим в высокопрофессиональный коллектив «Трансаэро», который уже почти 25 лет решает сложнейшие задачи и преодолевает не первую кризисную ситуацию. Все сотрудники, которых также пытаются дезориентировать через СМИ, ответственно выполняют свои обязанности в интересах почти 60-ти тысяч ежедневно обслуживаемых пассажиров и, несомненно, продолжат делать это всегда.
 
Мы твердо намерены пройти и этот турбулентный период вместе с нашими клиентами, партнерами, кредиторами и сотрудниками.

 
Авиакомпания «Трансаэро»
* * *

 
После такого уклончивого ответа «Трансаэро» на наше обращение и какие-никакие, но конкретные обвинения онлайнового турагентства мы не стали публиковать и это письмо.
 
Однако при всем при том в конце августа 2015 года ни о каком банкротстве крупнейшей авиакомпании страны речи даже не шло, во всяком случае, официально. Да и суммы задолженностей, судя по этому заявлению, были на в сто раз меньше.
 
И вот буквально через месяц с лишним по всем каналам пошла волна. Вместо трех миллиардов долгов появились 250 миллиардов. И 26 октября этой гигантской структуры в одночасье не стало… Чудеса да и только. Очень жаль только, что сотни тысяч людей от этого пострадали, и морально, и материально. Кто ответит за такой всероссийский авиационный стресс?