Борис Сумашедов
Борис Сумашедов
Редакция открывает дискуссию по материалу «Разгром» Фадеева после разгрома хабаровского музея литературы» - о необходимости восстановления в Хабаровске Дальневосточного музея литературы, который работал с 1981 по 1992 годы.
 
Первый отклик пришел из Москвы, от писателя и публициста Бориса Сумашедова:

 
- Нужно честно решить: в силу вам (т.е. единомышленникам - кстати, сколько их и насколько они дееспособны?) пробить такое дело?
 
Помню мне один друг в обкоме комсомола, выслушивая в 61-м году мои оттепельные идеи, откровенно сказал, вспомнив знаменитые слова Ильича, которого остерегали: «Перед вами стена!» На что Ильич якобы ответил: «Стена, да гнилая, ткни и развалится!». Так вот мне обкомовец сказал: «Боря! Перед тобой железобетонная стена, так что ты только лоб разобьёшь»... Правда, стена эта всё-таки рухнула - в 91-м. Но мы до сих пор барахтаемся под её обломками!
 
Тогда ещё и такая байка была популярна: стену всё же удалось разбить, но за ней оказалась вторая, за второй третья и т.д. (кстати очень актуальный для нынешнего времени сюжет!) Но это отступление...
 
Итак, изложу только свои личные мысли по поводу литмузея.
 
Нужно не восстанавливать музей (как написали, простите, но стилистически труднопереваримо: «...открытие спустя 23 года...после закрытия закрытого Дальневосточного... музея»). Нужно открывать совсем новый и лучше даже не называть его музеем (только пусть в официальных бумагах), а подобно тому же питерскому, назвать по новому, в духе нового века, но и не забывая русских традиций.
 
Как-то так (навскидку): Дом Дальневосточной литературы; Дом изящной словесности; Дом музы Евтерпы (правда, эту музу вряд ли кто помнит!); можно и со словом музей: Музей дальневосточной книги; или просто Музей книги; или мелко музей, а название крупно: «От А до Я», Музей БУКВА ... или музей ЛИТЕРА...  музей СЛОВА и т.д. Фантазируйте. Но форма должна соответствовать содержанию.
 
Никаких скучных стендов, тухлых экспонатов, мумий дальневосточных классиков и надгробных масок Фадеева, Пермякова, 3адорнова, и официальных портретов даже моего Арсеньева и друга Ардашева.... и иже с ними...
 
Музей должен быть живым домом прежде всего молодёжи, шире!  - всех возрастов - от трёхлетних до 83-летних и старше...
 
Литература - это занятие увлекательное, езда в незнаемое, в страну чудес и т.д. Такой дух царил в сообществах литераторов, как в Лицее, как у Серапионовых братьев, как в доме Чуковского,  примеров сотни...
 
Не пускать туда скуку, всякие разбирательства: кто талантливее, кто... и т.д.
 
Конечно нужно постоянно устраивать, можно это назвать, открытыми уроками, приглашая лучших словесников, обсуждения новых книг, да и старых. Но под новым углом зрения. Вот только одна тема, мною выстраданная: был ли Арсеньев «превёртышем», сторонником китаизации ДВ? Или почему он распинал свою поэзию  в дебрях... - ну это я сел на своего конька! Но можно и об Ажаеве (да даже и о Фадееве!) так повести разговор, что заслушаются дети XXI века.
 
Надо, чтобы прежде всего его посетителями стали  школьники, чтобы туда водили детей учителя, родители, чтобы действительно там витали музы, так что без смежных родов искусств не обойтись, ведь в основе ВСЕХ искусств лежит слово: от романса до оперы, от оперетты до бардовских песен, от анекдота до, страшно сказать: Библии (точнее, наоборот), от наскального рисунка до Шишкина и Фаворского (сколько он книг, кстати сказать, иллюстрировал, в т.ч. и повесть Пришвина «Жень-шень»)... и  и т.д.  
 
Литераторы - волшебники, фокусники, чародеи, кудесники и великие труженики пера и т.д.
  
Всё это - внезапно пришедшие мне мысли, отрывочные... Но теперь о главном: чтобы идея материализовалось - нужно, говорю, не фигурально, поднять массы читателей, словесников, всех, кто занимается книгами, а не только писателей, хотя каждому захочется хотя бы после кончины, чтобы его портретик повесили в музее (когда-то я  писал в «Советской культуре» о вашем музее и кажется там с некоторой иронией этого коснулся...).
 
Но если музей снова станет неким акрополем почивших, то - грош ему цена и никто туда смотреть на обломки «Паллады» не пойдёт, убеждён.
 
Но вернусь к тому, как продвигать проект. Надо искать и находить сторонников во всех слоях хабаровского общества, даже среди чиновников!
 
Сторонников рекрутируют умелые организаторы и только так добиваются успеха. Это - аксиома. И хитростью и лестью и дивидендами и, черт возьми, демагогией... Все хитрости использовать, чтобы вовлечь как можно БОЛЬШЕ  сторонников идеи, проекта. Нужно раззвонить его!...
 
Вспомнил ходившую  в советские годы шутку: «Всем, всем, всем, копия Ильичу!», так мол поступали в первые годы большевистские пропагандисты.
 
Так что если и посылать письмо Путину, то копию его или -  сообщить об этом надо буквально всем-всем-всем: в местную и российскую печать,  на все каналы теле- и радио, во все дырки интернета... Во все инстанции, которые сейчас начнут заниматься делами Года литературы...
 
Пусть напечатают только 10 процентов тех, кому послали... пусть молчание или замалчивание. Нужно бить  в колокол хотя бы месяц - другой, упирая, и это у вас единственный козырь, на ГОД ЛИТЕРАТУРЫ.
 
...Что-то много я в запальчивости наговорил. Но ведь всё упирается в то, что на проект надо будет выколотить деньги, здание, кадры... В нынешних условиях - это... дальше - сам знаешь... На одном энтузиазме далеко не уедешь. Но - попытка - не пытка. Так что - Бог в помощь!
 
Пусть Он услышит - накануне своего рождения. С Рождеством Христовым!
 
Борис Сумашедов, публицист, г. Москва.