Ту-142мз - рабочая лошадка морской авиации |
|
С южной стороны синенькая ниточка на желто-зеленом фоне. Это река Большая Дюанка с осенними пейзажами. С северной - полноводный и величественный Тумнин. А дальше Татарский пролив. При крейсерской скорости 720 километров в часов пролив, соединяющий Охотское и Японское моря, скоро остается позади, как и сахалинские сопки, едва видимые сквозь облачность. Двигатели работают нормально. Передние винты вращаются по часовой стрелке, задние - в обратном направлении. «Мясорубка», - бросил кто-то из летчиков-остряков, и это простодушное выражение применительно к Ту-142 теперь в энциклопедиях и справочниках.
За более чем полувековое существование гарнизона Каменный ручей дальние противолодочные самолеты Ту-142 взлетают с его аэродрома три с лишним десятка лет. В пору холодной войны между СССР и США Каменный ручей американцы включили в первую десятку объектов, подлежащих уничтожению. Тогда это было самое крупное авиационное соединение на тихоокеанском побережье Советского Союза, которое контролировало территорию от Аляски до Японии. Осуществлялась дальняя океанская разведка, визуальная и радиотехническая, выявлялись подводные лодки потенциального противника, выполнялись поисково-спасательные операции.
Каменный ручей рассматривался как запасной аэродром для приземления «Буранов» - космических кораблей многоразового использования. Тех самых, которые разрабатывались, чтобы стать адекватным ответом американским «Шаттлам». Не получилось… Но то, что своим появлением Ту-142 обязан заокеанским ястребам, вознамерившимся с подводных лодок ударить ядерным оружием по Советскому Союзу, подтверждено решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где разработка и производство дальних противолодочных самолетов были на контроле.
Ту-142 поступили в распоряжение морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов, где эксплуатировались в том числе во Вьетнаме и на Кубе. Модификация Ту-142мз, имеющая более совершенное гидроакустическое и поисково-прицельное оборудование, составляет основу гарнизона Каменный ручей.
Товарищ командир
Лучший командир корабля эскадрильи капитан Дмитрий Крюков |
|
В Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков профессиональные навыки курсанты обретали на ветеране советских авиалиний АН-24 и «чехе» Л-410.
- Л-410 - это велосипед, если его сравнивать с Ту-142, - поясняет Крюков.
В 2007 году вместе с другими выпускниками он прибыл во Владивосток, откуда новоиспеченные лейтенанты разлетелись по гарнизонам: кто в Кневичи, кто в Елизово, кто в Николаевку, что под Находкой.
- Накануне нашего приезда в Каменный ручей выпал снег. Мороз пощипывал. В общем, настоящая зима пришла. Но встречали нас тепло, - вспоминает Крюков, который тогда был назначен помощником командира корабля.
Экипаж Ту-142мз - девять человек. Это командир корабля, его помощник или правый летчик, три штурмана, бортинженер, три оператора: бортовых систем связи (БСС), радиогидроакустических подсистем (РГП), командир огневой установки. Летные специальности разные, как воинские звания и сроки службы, но неизменно одно: полное взаимопонимание в полете, который может длиться свыше десяти часов. Хотя у каждого члена экипажа собственный рекорд продолжительности полета. У Крюкова он составляет 13 часов 7 минут. И все же для него самое яркое впечатление - обнаружение американской подводной лодки, отслеживание ее хода.
- Это было в Охотское море, - рассказывает капитан. - Мы выставили поле буев, другие гидроакустические ограждения. Можно не сомневаться, что американцы понимали, что попались.
Ну как тут не выдать на гребне эмоций: бей врага, спасай Россию! Тем более что боевые возможности Ту-142 ого-го. Торпеды, ракеты, бомбы, мины…
- Приказ был однозначный - не упускать из виду, - вносит ясность капитан. - Когда топливо подошло к концу, мы опять-таки по приказу передали объект наблюдения соседям из Елизово. А сами сели на запасной аэродром. Там же, на Камчатке...
Крюков рассказывает о членах экипажа и улыбается. Как будто вспоминает про себя о приятных моментах службы. Наверняка случалось всякое, однако он не склонен драматизировать.
- Со штурманом Романом Ткаченко перегоняли самолет на капитальный ремонт в Таганрог. То болтанка, то приборы барахлят. Не соскучишься! Ничего, до завода-изготовителя дотянули.
Похоже, перелет через всю страну запомнился обоим как затяжной экстрим.
«Коробка» морской авиации на параде 9 Мая в райцентре |
|
- Штурман-навигатор Михаил Вакулинский из молодых. А штурман-оператор Василий Валиев, пожалуй, старше всех в экипаже. Сейчас он на очередной проверке у медиков, - замечает Крюков. - Все мы желаем ему одного - продолжения службы в летной должности.
Двигатели, приборы, режимы под контролем бортинженера Романа Тисленко. Радиогидроакустические подсистемы - хозяйство оператора Валерия Троца. Не все члены экипажа - офицеры. Оператор бортовых систем Александр Чертин по воинскому званию матрос. Как нетрудно догадаться, контрактник. И летчик во втором поколении, причем, его отец служит здесь же, в гарнизоне Каменный ручей. Сержантские погоны у командира огневой установки Александра Подмазки, тоже контрактника.
- Его место в корме самолета. Там он в единственном числе, если не считать двух пушек, - шутливо уточняет Крюков. И, уже серьезно, итожит: - В полете не так важно, какие знаки отличия у тебя на погонах, - лычки или звездочки. Главное - профессионализм и ответственность.
Это в полной мере относится к тем, кто готовит самолет к полету. Подсчитано, что на один летный час Ту-142 требуется 57 человеко-часов работы инженерно-технического состава.
Шесть экипажей Ту-142мз из гарнизона Каменный ручей участвовали в командно-штабных учениях «Восток-2014», которые проходили в сентябре на тихоокеанских рубежах России. Офицеры не скрывают, что в прошлые годы и самолетов было меньше, и налет экипажей скромней. Позитивные изменения в вооруженных силах страны ощутимы и в отдаленном соединении.
Дмитрий Крюков признан лучшим командиром корабля эскадрильи. Его портрет вывешен в фойе Дома офицеров вместе с портретами штурманов, операторов - можно сказать, лучших по профессии. Что в будущем у капитана? Возможно, его направят в Санкт-Петербург в военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, где учатся майоры Максим Евдокимов и Сергей Потапов из гарнизона Каменный ручей.
Не исключено, что после академии он получит назначение опять-таки в Каменный ручей, как подполковник Михаил Юров, командир гарнизона, который за штурвалом самолета чувствует себя уверенней, нежели за столом с бумагами в штабе. Куда бы ни приводила служба, как ни складывалась жизнь на гражданке, Каменный ручей остается в памяти местом, где покоряется высота, испытывается характер, познается мужская дружба. Достаточно набрать два заветных слова в Интернете - и море судеб, волны эмоций захлестнут, взбодрят, осчастливят.
Беби-бум
Гарнизонный бродвей - улица Театральная, которая берет начало от Дома офицеров и заканчивается сквером. Свежий асфальт на проезжей части, отремонтированные фасады строений.
- Местная власть постаралась, - отмечает нештатный помощник командира части старший лейтенант Дмитрий Валиахметов.
Глава поселения - Игорь Гаврилов, в недавнем прошлом командир гарнизона. Понятно, что возможности местного бюджета невелики, но когда они используются для блага людей, это радует.
- На средства министерства обороны отремонтирован и оснащен спортивный клуб «Север». Он справа, - показывает Валиахметов. - Лазарет тоже как новенький. Видите красивое здание за Домом офицеров?..
Пока не решена проблема с местами в детсад. Хотя упрекать обе власти, военную и гражданскую, наверное, нет оснований. Ведомственный сад работает, муниципальный - то же. Дополнительные группы открыты в школе. Вот уж действительно беби-бум!
Сталинки, хрущевки, брежневки как этапы истории гарнизона. Было время, когда радовались, получив в бараке крышу над головой. Сегодня бараков нет, а есть многоквартирные дома, в которых не осталось жильцов. За последние два десятка лет гарнизон пережил не одно сокращение. Говорят, что освобождение от должности министра обороны позволило сохранить Дом офицеров, который был отключен от теплоснабжения и подлежал закрытию.
Сквер в поселке - святое место. Здесь в бетоне и камне увековечена память об экипажах, не вернувшихся из полета. Начиная с 1984 года… Хотя очевидно, что и до перестройки были потери, но тогда какое-либо упоминание о них запрещалось. Три десятилетия миновало с установки первого монумента. Потом появился второй, третий. После катастрофы осенью 2009 года - четвертый.
Печально, но факт: самолеты имеют свойство падать. И военные самолеты в том числе. Расследование происшествия не возвращает жизни. «И пусть говорят - да, пусть говорят!/ Но нет - никто не гибнет зря, /Так - лучше, чем от водки и от простуд./ Другие придут, сменив уют, /На риск и непомерный труд», - пел Высоцкий не про летчиков морской авиации, а кажется, что про них.
Слева от сквера дорога к строящемуся храму. Справа - дорога на аэродром. В небеса желанные, в небеса обетованные…
Михаил Карпач.
Гарнизон Каменный ручей.
«Приамурские ведомости», 15.10.14