![]() |
| Василий Авченко на фестивале «Книги России». Фото: Алена Быкова / «Русская планета» |
| |
- В литературе говорят о московском, петербургском тексте, а мне бы хотелось говорить о тексте дальневосточном. Людей на Дальнем Востоке мало, и большой дальневосточной литературы - как процесса, как движения - мне кажется, нету.
При этом есть отдельные яркие книги на дальневосточном материале. От «Как я съел собаку» Евгения Гришковца - это как раз о том, как он служил на Русском острове под Владивостоком - до Михаила Тарковского, в Москве скоро должна выйти его книга «Тойота Креста» в трех частях. Был великолепный роман Александра Кузнецова-Тулянина под названием «Язычник» - на курильском материале. Сильный роман у Виктора Ремизова «Воля вольная».
Беда Дальнего Востока в том, что есть масса интереснейших сюжетов и тем, но им не хватает летописцев. Целые пласты человеческих судеб и потенциальных литературных сюжетов пропадают и покрываются песком забвения.
Взять хотя бы такую тему, как переселение конца XIX века, когда люди из центральной России, с Украины ехали на Дальний Восток, совершенно не представляя себе его. Некоторые даже везли с собой камни для гнета - придавливать сверху капусту при закваске, потому что не знали, есть ли в Приморье камни. Как выживал украинский крестьянин в тайге, где с одной стороны ходили тигры, росли лианы, виноград, лимоны, а с другой стороны бывало зимой минус 40 и лежал глубокий снег? Это эпопея уровня «Тихого Дона», но у нас не нашлось своего Шолохова.
Или вот Олег Куваев написал роман «Территория» о том, как искали золото на Чукотке после войны. А была еще более впечатляющая история колымского золота, которое открыл Юрий Билибин в конце 20-х-начале 30-х годов XX века. Но не нашлось своего Джека Лондона, чтобы это описать.
В 90-е годы, когда во всей стране творилось непонятно что, на Дальнем Востоке творилось то же самое, но с региональной спецификой: у нас лес, рыба, подержанные иномарки из Японии, вокруг этого крутился бизнес, естественно с криминальным оттенком. Об этом тоже не появилось адекватного литературного произведения. Пока единственная книга о бандитском Дальнем Востоке - это учебное пособие для студентов юрфака профессора Номоконова «Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты». Казалось бы, сухое учебное пособие, а читается, как детектив: настолько интересно узнавать в ней - особенно ныне действующих - депутатов, чиновников, которые в те времена представали в совершенно ином свете. Но об этом должны быть написаны великие художественные книги, которых пока нет.
Дальнему Востоку не хватает писателей, потому что у нас молодой регион и нет давней традиции, в том числе литературной. Если в Сибири ей уже 300 лет, у сибиряков есть Астафьев и Шукшин, то на Дальнем Востоке с этим хуже.
Может быть, причина еще и в немного другом образе жизни. Он не так консервативен, как в той же Сибири. Мы сегодня здесь - завтра там, сегодня в море, завтра на берегу, послезавтра в Москву переехали жить… Как-то так все раздергано. Но я надеюсь, что у нас будет свой Джек Лондон и своя великая дальневосточная литература.
И мы эту Атлантиду своими силами пытаемся как-то извлекать, поднимать. Литература не должна делаться только в Москве. Я бы хотел, чтобы по всей России в разных городах была своя литература. В Перми есть писатель Алексей Иванов - вот такое должно быть в каждом городе.
***
- На всем Дальнем Востоке живет 6 млн человек, и это население занимает треть территории страны. Люди уезжают в Москву, Петербург, за границу, мне это не нравится: я хочу, чтобы и на Дальнем Востоке люди хотели жить и могли самореализовываться.
Первый миф о Дальнем Востоке - миф о китайской экспансии, якобы половина его населения - китайцы. На самом деле их очень мало, мне бы даже хотелось, чтобы их было побольше. Это дает возможность обмена культур и экономическую выгоду: дешевые вещи. Но им не очень интересно заселять Дальний Восток: сейчас есть работа и в самом Китае, а юань крепнет. Китайцам гораздо интереснее ехать в Москву: рынок больше. А на Дальнем Востоке гораздо больше представителей южных республик бывшего СССР.
И на самом деле мы плохо знаем культуру Японии и Китая. Мы слушаем ту же самую музыку, что и москвичи: российскую, западную. А о халлю («корейской волне» - совокупности корейской культуры и развлечений, завоевывающих популярность по всему миру - Примеч. РП.) или о японском роке мы ничего не знаем. Эту тенденцию начал ломать музыкант Илья Лагутенко, приглашая корейских, японских, китайских музыкантов на фестиваль «V-Rox» во Владивосток.
Второй миф - миф о дальневосточном сепаратизме. Я глубоко убежден, что для него нет никакой социальной базы. Никто на Дальнем Востоке не хочет отделяться от России, нет таких массовых настроений. И самоидентификация «россиянин» так же сильна, как самоидентификация «дальневосточник».
***
Несмотря на анонс лекции Василия Авченко как литературной встречи на книжном фестивале, о литературе и писателях его почти не спрашивали. Зал спросил, сколько людей живет на Дальнем Востоке, сколько среди них китайцев, для кого он (Авченко) пишет, сколько ему лет и женат ли он, над каким материалом работает сейчас. Или, например, о таком:
- Вот я, москвич, решил поехать во Владивосток. Что вы мне посоветуете делать там неделю?
Спросили и о том, можно ли на ярмарке купить его книги. Но на «Книгах России» не было отдельной презентации ни произведений Авченко, ни любого другого дальневосточного автора.
Алена Быкова
Русская планета, 28.06.15


СМИ не получает субсидий.





